139-й театральный сезон

  Главная О театре Репертуар Афиша Артисты Новости Контакты

История

У Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина длинная история, уходящая своими корнями в середину XIX века.

Первое появление профессионального театра в Красноярске относится к пятидесятым годам XIX столетия. В сентябре 1852 года труппой заезжих гастролеров под антрепризой г-на Петрова в отделении кантонистов был поставлен водевиль Ленского «Час в тюрьме или в чужом пиру похмелье».

В 1873 году по инициативе и на средства купца II гильдии И.О. Краузе было построено первое деревянное здание Красноярского театра. Первые два сезона на его сцене играла труппа антрепренера А.Н. Егорова, который пытался основать первую в Сибири постоянную труппу. Позже, в 1897-98 годов в театре играла труппа С.В. Брагина, в том числе, известные трагики братья Адельгейм, артисты Московского Малого театра. Летом 1897 года в Красноярске дали несколько спектаклей известные русские актеры Г.Н. Федотова и М.И. Писарев.

В ночь с 14 на 15 октября 1898 года деревянный городской театр сгорел дотла. В течение нескольких последующих лет шло накопление средств на строительство нового здания. В воскресенье 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С. Пушкина. Осенью того же года в нем начала работать драматическая группа К.П. Красновой, положившая начало существованию в городе постоянного Театра им. А.С. Пушкина.

С 1935 года и доныне, в связи с образованием в 1934 году Красноярского края, театр называется Красноярским краевым драматическим театром им. А.С. Пушкина.

В 1938-40 годах в Пушкинском театре были поставлены спектакли «Горе от ума», «Борис Годунов», «Васса Железнова», а также, под руководством главного режиссера К.Д. Ведерникова, создана «театральная лениниана» — цикл спектаклей о революционере. Роль Владимира Ильича в постановках «Человек с ружьем» (1938), «Кремлевские куранты» (1939), «Ленин в 1918 г.» (1940), по пьесам Н. Погодина и Т. Златогоровой, исполнил артист Г.Д. Судьбин.

В послевоенные годы театром руководил главный режиссер з.а.РСФСР А.Я. Волгин. В течение 1946-49 годов он поставил спектакли «Укрощение строптивой», «Отелло», «Гроза», «Волки и овцы», «Русский вопрос». При участии режиссера Е.В. Крыловой, при театре была открыта студия актерского мастерства, в которой в 1946 году обучался великий артист XX века Иннокентий Смоктуновский.

В 50-е годы на красноярской сцене работали известные мастера советского театра: з.д.к.РСФСР Л.С. Самборская, з.д.к.РСФСР Н.А. Смирнов, н.а.РСФСР, лауреат Госпремии П.Л. Монастырский. Лучшие спектакли Л.С. Самборской: «Варвары», «Хищница», «Любовь Яровая»; лучшие спектакли П.Л. Монастырского: «Ромео и Джульетта», «Дубровский», «Великий государь».

В 1956 году состоялись первые московские гастроли Театра им. А.С. Пушкина. В репертуаре были спектакли главного режиссера А.П. Дунаева «Преступление и наказание», «Сын Рыбакова», «Сердце не прощает».

В 1964 году главным режиссером театра стал з.а.РСФСР Е.Л. Гельфанд, поставивший «Дело, которому ты служишь», «Между ливнями» и «Старик».

В 1968-72 годах театр возглавил з.д.и.РСФСР Г.В. Меньшин, в 1972-75 годах — з.д.и.РСФСР В.В. Бухарин. Лучшие спектакли того времени: «Таня» (реж. Меньшин) и «Василий Теркин» (реж. Бухарин).

В 1970 году н.а.РСФСР Н.Э. Прозоров был отмечен Роспремией РСФСР им. Станиславского, за исполнение ролей в спектаклях «На диком бреге» и «Старик».

В 1971 году состоялись вторые московские гастроли театра.

В 1976 году театр возглавили: главный режиссер з.д.и.РСФСР Н.И. Басин и главный художник А.Н. Баженов.

В 1980 году состоялись третьи гастроли театра в Москве.

В 1982 году спектакль «Спутники» был отмечен Госпремией РСФСР. Лауреатами стали: режиссер-постановщик Натан Басин, художник Александр Баженов, артисты Валерий Дьяконов, Светлана Зима и Валентин Трущенко.

Приход нового главного режиссера з.д.и.РСФСР Леонида Савельевича Белявского в 1983 году совпал с появлением новой волны в драматургии. Репертуар обновился спектаклями по пьесам А. Арро, А. Галина, Н. Павловой. Лучшие спектакли Леонида Белявского: «Из записок неизвестного», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Не убий».

В 1987 году открылась Малая сцена театра.

В 1994 году спектакль «Фрекен Жюли» по А. Стриндбергу (режиссер Г. Козлов, художник И. Кутянский) участвовал в международном театральном фестивале «Дни Стриндберга в Москве».

Позже Театром им. А.С. Пушкина руководили: И.Б. Борисов («Коварство и любовь» по Ф. Шиллеру), И.В. Тодоров («Тартюф» по Ж.-Б. Мольеру), С.Д. Черкасский («Мера за меру» по У. Шекспиру и «Императорский театр» по Б.Шоу).

В 1996 году главным режиссером театра был назначен Андрей Николаевич Максимов, который в предыдущих сезонах поставил на красноярской сцене спектакли «Семейный портрет с посторонним» и «Правда — хорошо, а счастье лучше». Ранее он работал главным режиссером в Кемерове и Новосибирске, режиссером в Санкт-Петербургском АБДТ им. Г. Товстоногова. Андрей Максимов умел ставить спектакли-долгожители, его красноярские постановки отличали традиционность решений и умение рассказать историю, трогающую сердца зрителей.

В 1997 году Спектакль «Отец» (режиссер М. Нурлин из Швеции, художник А.Н. Баженов) участвовал в международном фестивале «Стриндберг в Стокгольме».

В 1998 году главным режиссером театра был назначен Александр Бельский. Петербуржец возглавлял труппу в течение шести лет, при нем афиша театра пополнилась названиями от А. Камю, Г. Пинтера, А. Стриндберга, Т. Уильямса, Э. Олби и других авторов.

Последние десятилетия творческой жизни театра были отмечены новыми именами и лицами. Так, в течение многих лет актер и режиссер з.а.РФ Николай Хомяков ставил на сцене театра очень востребованные зрителями спектакли, среди них: «Милый друг» по Ги де Мопасану, «Я – женщина» по В. Мережко, «Цепи» по Ю. Сумбатову-Южину, «Последний срок» по В.Распутину. Постановка «Последний срок» покоряла сердца зрителей и критиков, была не раз отмечена наградами, премиями и зрительской любовью. Успех этого спектакля во многом состоялся благодаря талантливой стенографии художника з.д.и.РФ, лауреата Госпремии Александра Баженова.

Под занавес сезона 2005-2006 года режиссер Олег Рыбкин поставил в Театре им. А.С. Пушкина спектакль «Таланты и поклонники» по одноименной пьесе Александра Островского. В августе 2006 года этот талантливый режиссер возглавил театр. В последующие годы Олег Рыбкин поставил «Короля Лира» по У. Шекспиру, музыкальную сказку для детей «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!» по рождественским повестям Ч. Диккенса», «Трехгрошовую оперу» по Б. Брехту, «Чайку» по А.П. Чехову, «Темные аллеи» по И. Бунину и другие спектакли.

С 2008 года Пушкинский театр ежегодно проводит Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК), организаторами и учредителями которого также выступили Фонд Михаила Прохорова и Министерство культуры Красноярского края. ДНК проходит в виде театрализованных прочтений пьес современных российских и зарубежных драматургов на площадках Красноярского драмтеатра. Над пьесами вместе с артистами театра работают приглашенные из разных российских городов и ближнего зарубежья режиссеры.

Жизнь Красноярского пушкинского театра, несмотря на его солидный возраст, и сегодня наполнена молодой энергией. Зреют новые творческие проекты, появляется молодая режиссура, работают две малые сцены, идет работа с молодыми авторами, планируются международные проекты. Театр продолжает жить!..

 

 

Главная

О театре

История
Люди театра
Партнеры
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Реконструкция в прямом эфире

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Где купить билеты?

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2014 г.