143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Знакомьтесь: «Старший сын» Олега Рыбкина
15 мая 2010 г.

Премьера в драмтеатре. Как много в этих звуках! И становится еще больше, когда в программке обнаруживается строка «режиссер-постановщик Олег Рыбкин». Это всегда всплеск. Всплеск эмоций. Разных, противоречивых, но всегда под аккомпанемент оваций. Интуиция, помноженная на мощнейший интеллект — вот откуда его тонкое чувство жизни и человека. А каждый человек, как известно, — Вселенная во Вселенной. Итак, добро пожаловать вновь в Космос любимой Пушки...

Что такое театр? Для чего он существует и каким должен быть? — вопросы вечные. И, безусловно, очень важные для раскрытия личности собеседника.

Передо мной человек засуженный, талантливый... И мудрый. Это очевидно с первых «строк» знакомства: народный артист, великолепный мастер своего дела, и сколько простосердечности во взгляде, в обращении! Вот уж действительно, простота — величайшая мудрость.

В беседе с такими людьми возникает непреодолимое искушение расспросить о «главном». Ведь они, наверняка, знают «нечто большее»... В чем смысл жизни? Как найти свое место в мире? И что есть судьба — предначертанный нам высшей силой путь или же выбор, часто неосознанный, где-то «случайный», но всегда наш собственный? Вопросы, вопросы...

На двери маленькой гримерки-шкатулки любимые все имена — Питерский, Жуковский, Истратьков, Исаченко... Алексей Алексеевич. Сегодня я его гостья. Таинственная атмосфера театрального закулисья. Беседа неспешная, легкая, будто даже спонтанная, сама собой. И ответы, как самородки, появляются из сказанного...

А началось все больше полувека назад.

На обычной маленькой станции в шести сотнях километров от провинциального Иркутска рос обычный мальчуган, добрый и шустрый, рано оставшийся без отца. (Забежим вперед, это и есть будущий народный артист, любимец публики Алексей Исаченко). Он хорошо пел, недурно рисовал... Жил своей юной мальчишеской жизнью: друзья, учеба, тяжелая работа по хозяйству, а в несмелых мечтах — сцена. В 1965 году после восьмилетки решил рискнуть, отправился поступать в Иркутское училище искусств на вокальное отделение. Комиссия даже слушать не стала — 15 лет, мутация голоса... Простившись с мечтой, с горечью вернулся домой. И снова деревенские будни, и лето на исходе. А однажды на покосе раскрыл газету, куда мать завернула краюху хлеба, и увидел объявление о наборе учащихся в театральное училище. О театре имел тогда смутное представление — даже радио в те годы было редкостью, не то, что телевизор, актерскую игру видел лишь раз, когда заехал к ним на станцию Канский драмтеатр: выездной спектакль, провинциальная постановка, нехитрые декорации. В общем, понимал, что «театральное училище как-то связано со сценой...» и этого было достаточно, чтобы отправиться вновь покорять Иркутск. Прочел наизусть незатейливые стихи из календаря-численника и... поступил. Вопреки логике и огромному конкурсу (40 человек на место).

Четыре счастливых года спустя, одного из лучших выпускников училища Алексея Исаченко оставляют при Иркутском драм-театре имени Охлопкова. И первая профессиональная роль не заставила ждать. Как-то в театр пришел юный, еще неизвестный писатель Саша Вампилов и прочел свою новую пьесу «Старший сын». Понравилась, взяли на постановку. Вот она, первая серьезная работа, интересный персонаж (Бусыгин) и громкий успех. Так, на иркутской сцене родился спектакль, ставший впоследствии «хитом»: в тот сезон был поставлен в 28 театрах страны. С тех пор «Старший сын» так или иначе являлся в судьбе артиста, сводил с людьми, вел по театрам и городам. И говоря о предназначении человеческом, Алексей Алексеевич цитирует одного из героев пьесы — музыканта, «блаженного» и неудачника Сарафанова. Цитирует не потому, что спектакль идет нынче в нашей драме, но оттого что это вечное: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него». И он творит по мере своих сил. И именно здесь, на подмостках, потому что ближе невозможно к душе человеческой...

20 февраля прекрасный артист Красноярского драматического театра Алексей Исаченко отметил свое шестидесятилетие. Специально к его бенефису Олег Рыбкин задумал спектакль. Режиссер говорит, что театр должен быть современным и призван рассказать нам о нас. Он увидел, что ко времени придется старый добрый вампиловский анекдот. Удивительно то, что иркутская история всплыла лишь на репетиции. Символично, сильно...

И снова на афишах «Александр Вампилов. «Старший сын». И снова, сквозь десятки лет успех и овации. То ли эхом, то ли де жа вю... Интуитивно Рыбкин замкнул круг.

Но ведь время другое! Как раскрасить в тон современности контурную карту классического текста? — дело поэта. Вышел спектакль добрый, яркий, бодрый, в лучших традициях жанра, в лучших обычаях Пушки.

Страсть, экспрессия, отвязный юмор... «Разноцветные» звучащие ремарки, забойные саунд-трэки — любимые мотивы в духе свободы 80-х, но в тональности ностальгии... Чуть-чуть жестко, немного неясно... Этот дерзкий дубляж, измотавший моих соседей справа и слева (все герои, кроме Сарафанова «двоились»). Разговоры по ходу пьесы и в антракте лишь об этом. Что это? Нарочитая концентрированность на фигуре виновника

торжества? Или подчеркнутый контраст: зыбкая молодость со своими не устоявшимися принципами против цельного глубокого характера? Может, это дань времени, результат поиска новых форм? Или... Это Рыбкин! Это праздник зрелости в шумном мире юности. Мудрая, искренняя отеческая любовь, мощно разливающаяся по залу и сочные брызги молодости, кураж, упоение, игра взахлеб -энергетика сумасшедшая!

И ни слова авторского не вычеркнуто, не заменено. И старая, запылившаяся истина, забытая нами под грудами проблем и частных интересов, вновь звучит в голос: Все люди — братья! Рыбкин снова вносит свои правки в наш не по-весеннему промозглый мир...

Перефразирую одно забавное изречение: театральный критик — это человек, который растолковывает изумленному режиссеру смысл его постановки. Я не критик и не рискну «рассказывать» Рыбкина. Я могу лишь смотреть и видеть. Чувствовать и переживать. Ведь «то, что мы зовем искусством, существует для укрепления сердец», — сказал кто-то из представителей столичной богемы. По-моему в этом волшебство и сила истинного театра: минуя разум, он стремится к сердцу. Да и нужны ли слова и объяснения, когда главное чувство на выходе из зала — весенний восторг, ощущение близкого чуда или праздника, как в детстве... Я вышла, продолжая напевать славный мотивчик «Как прекрасен этот мир» и в совершенной уверенности, что так оно и есть. И думаю, знакомство удалось. А тем, кто не был на спектакле, советую искренне, по-братски: непременно пойдите и познакомьтесь лично со «Старшим сыном» Олега Рыбкина.

Дарья Куппонен, Журнал Имена и лица

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.