143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

ТАМАРА СЕМИЧЕВА: "Я — ОПТИМИСТКА!"
04 февраля 2010 г.

Тамара Владимировна СЕМИЧЕВА. Заслуженная артистка России. Родилась в селе Ярцево Енисейского района Красноярского края в семье служащих. Окончила отделение драматических актёров Красноярского училища искусств. Работала в Абаканском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова, с 1976 года — в труппе Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. Сыграла в спектаклях: "Муж и жена снимут комнату" (дебют на красноярской сцене), "Девяносто семь", "Молва", "Разлом", "Тощий приз", "Мельница счастья", "Вей, ветерок!", "Вагончик", "Смотрите, кто пришёл!", "Без вины виноватые", "Императорский театр", "Поминальная молитва", "Пётр и Алексей", "Ханума", "Последний срок", "Семейный портрет с посторонним", "Прекрасное воскресенье для пикника", "Через год, в тот же день", "Кукла для невесты", "Банкрот, или Свои люди — сочтёмся", "Моя профессия — синьор из общества". 3 февраля на сцене театра, которому отдано уже более трёх десятков лет жизни, юбилярша вышла в комедии "Девичник над вечным покоем".

- Что для вас значит новый юбилей?

- Когда проживаешь определённый рубеж, вырастают дети, появляется мудрость, новые увлечения, которых ты не понимал и даже не принимал. Каждый возраст тем и важен, что ты что-то постигаешь и открываешь для себя. Мне кажется, надо находить удовольствие даже в каких-то отрицательных вещах. Если сможешь понять, что ты живёшь, а это самое главное... Как говорит Екатерина Ивановна Мокиенко: "И что я убиваюсь, если каждый день вижу, как солнце встаёт, как люди ходят?.." Надо во всём искать для себя хорошее, тогда и жизнь пойдёт по-другому. Я — оптимистка. Не люблю людей слишком мрачных, хотя иногда надо побыть одной, даже всласть, пожалеть себя, но это для того, чтобы разрядить излишний накопившийся груз, а по жизни лучше быть оптимистом: тогда к тебе люди больше тянутся. Я люблю банкеты, бенефисы, и не вижу в этом ничего плохого — ну и что, что мне столько лет. В этот день Бог позволил мне родиться, это случилось, и я каждый год говорю: "Слава Богу!" Наверное, от праздников устаёшь, но если тебе есть что сказать, пусть люди за тебя порадуются.

- Тридцать четыре года на одной сцене — много или мало?

- Если столько лет ты востребован, то это немного. Я не стыжусь говорить, что у меня есть свой зритель, который растёт вместе со мной — это великое счастье. Наверное, выше этого нет ничего — ни наград, ни званий. Кроме того, что главнее — семья или карьера? У меня весы почти равные: театр помогает жить дома, а тыл мой помогает на сцене. Другое дело — в театре постоянно надо доказывать, что ты что-то можешь: один режиссёр тебя видит, другой — вообще не признаёт. Но когда ты ничего не делаешь, то, наверное, это слишком много: может быть, стоит поездить, поискать, попробовать. Возможно, такого опыта лично мне и не хватает: в других театрах иная атмосфера, свои внутренние законы, другие режиссёры. Я ни разу не сыграла в пьесах Чехова. Хорошо это или плохо? С одной стороны — плохо, а с другой — хорошо, потому что, может быть, мне это счастье ещё предстоит? Зато я сыграла нечто другое. Играю разные роли. Одно время был период, когда играла одну деревню — "Кадриль", "Семейный портрет с посторонним", "Кукла для невесты". Поскольку я сама из деревни, получился некий собирательный образ. Потом задалась вопросом: неужели я не способна на что-то другое? Тогда появился спектакль "Через год, в тот же день", что-то ещё — и определилась новая ветвь моего творческого развития. Считала и считаю: на сцене нужно только чувствовать — любить, ненавидеть. И главное в драме, как говорил мой педагог: "Оценка". На это событие можно рассмеяться, а я вдруг заплачу. Оценка должна быть противоречивой, неожиданной. Спрашивают: "На сколько процентов ты сама в "Девичнике"?" Наверное, процентов на семьдесят. С одной стороны, это хорошо — почти не было сопротивления, но есть моменты, где абсолютно не я. Если та женщина почти без тормозов и у неё всё ходит ходуном, то я человек с тормозами, дипломат, лишний раз не полезу на рожон, не люблю ни скандалов, ни драк, боюсь их с детства.

- Вопрос про тридцать четыре года был задан неспроста. Актёры успешные, состоявшиеся, любимые зрителем, покидали театр: Юдин, Трущенко, Козак, Коняева, Чередник... Почему это происходит?

- Жанна Коняева — замечательный человечек, мы с ней до сих пор общаемся. Она в Италии, родила девочку, у неё замечательный итальянец-муж, мы виделись три года назад, когда она приезжала к моей дочери, с которой дружит. Она в Италии кружки ведёт, замечательно знает итальянский. На вопрос о ностальгии отвечает: "Нет!" Жанна из тех людей, которые, если не удалось здесь, начинают себя искать. Если человек видит во всём интерес — никакой леший ему не страшен, только надо вовремя понять, что тоже очень сложно. Это всё-таки твой внутренний мир, то, что тебя окружает. И кто-то пускает корни, а у кого-то так судьба складывается, — он не может избежать этого. Валентин Трущенко уехал по семейным обстоятельствам, но и там у него не сложилось. Но самое главное: абсолютно все, кто уезжает, с ностальгией вспоминают наш театр. Наши ездили на фестиваль с "Чайкой", их встречал Александр Чередник — он настолько был с нашими ребятами, что даже поехал провожать их в аэропорт. Щемящая радость и грусть одновременно была у него. И он сказал: "Если я перееду, то навсегда". Могу назвать и Борисенко — глыба-артист, и Бусаренко, который сейчас главный режиссёр театра кукол на Дальнем Востоке. Да многие артисты, которые составляли сердечко нашего театра. Я, например, пустила здесь корни: семья, муж, мама. Дочь Маруся в Москве, скоро, дай Бог, внук появится. Они уже собираются в Киев — им там нравится, а что я там буду делать? Некоторые вещи держат, хотя туда очень хочу: хорошо, когда ты имеешь возможность общаться со своим дитём, хотя часто тоже не надо, чтобы не надоедать.

- Не думали ли вы о том, что режиссёр, производя назначения на роли, чаще всего идёт по пути наименьшего сопротивления? И не видели ли себя в более закрытом образе?

- У меня в "Последнем сроке" абсолютно закрытая героиня, она молчит, она в себе — никаких эмоций. Когда режиссёр Андрей Максимов посмотрел меня в этом спектакле, то взял в "Семейный портрет с посторонним" на комедийную роль. А когда мне в "Банкроте" семь лет назад дали сыграть старуху Фоминичну почти без слов, режиссёр Борис Уваров работал в Питере с артистами типа Юрия Гальцева, и спектакль получился такого плана — чересчур сатирический, и если бы жил сегодня драматург Александр Николаевич Островский, он, наверное, так бы и высмеивал. Получив роль Фоминичны, я поначалу задумалась, а затем предложила режиссёру: "Давайте я немножко подуркую?" Он согласился. И я начала косолапить, ещё что-то делать, и начала выстраиваться роль. Уваров меня даже в третий акт вывел, хотя моей героини там нет. Когда репетировали — партнёры от хохота не могли говорить. Будет роль из трёх слов — я попытаюсь её сделать. Никогда нельзя гневить судьбу, иначе она тебя тут же и намучает.

- По-моему, лично вам на судьбу грешно обижаться?

- А я и не обижаюсь... У меня не было возрастного актёрского перехода, который случается у актрис: из любовниц — сразу в мамы. Я — счастливый человек, несмотря на то, что у меня бывают неудачи. Была замечательная роль в "Прекрасном воскресенье для пикника" Теннесси Уильямса, где мне интересно работать. А в "Петре и Алексее"? Моя маленькая, но какая роль! Царицу сыграла — что ж мне быть несчастливой?! А когда меня вводили в "Императорский театр" на Екатерину II за два дня? Это было что-то страшное! Я же её всегда хотела сыграть, но сразу не дали, но всё равно это случилось, и потом мы играли её в паре с нашей замечательной Светланой Сорокиной. Ночь и день — и всё. Трясусь, а Эдуард Михненков говорит: "Ты, главное, ходи, а мы будем кланяться. Царя играет народ. Если что-то забудешь — не переживай, мы тебя будем играть..."

- Как вы ощущаете себя независимо от возраста представительницей уже старшего актёрского поколения?

- Нормально. А что делать? Жизнь идёт. Мне нравится, что молодёжь с нами почти на равных, хотя и уважительно. Даже дружим, и не чувствую разницы в возрасте, стараясь быть поближе. Не ощущаю себя некой назидательной высокомерной метрессой, которая всё время поучает, как надо делать. Замечания, бывает, делаю, но стараюсь, чтобы они были не назидательными, а ласковыми, шутливыми, потому что не каждому это будет приятно.

Сергей Павленко, Красноярский рабочий

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.