143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Граец в дивадло
01 января 2010 г.

В январе состоится бенефис заслуженного артиста России Владислава Яковлевича Жуковского. Конечно, это не первый и не последний творческий вечер известного актера, но именно в этом году он особенно важен для виновника торжества. Почему? Лучше спросить у него самого.

Владислав Яковлевич, что за повод для бенефиса?

Хотите знать, почему я решил выйти на этот пОзор?

Как позОр? Что вы такое говорите?

Ой, ну что вы так испугались, пОзор на старославянском — спектакль, актер — граец, а театр — дивадло. Так вот и получаются, что люди придут в театр посмотреть на пОзор граеца.

Шутить изволите?

Остроумие — особая черта, оно не каждому дано. Я говорю сейчас не о комиковании, не о клоунаде, а именно о понимании острой формы, грани, когда драматическое переходит в комическое. Везде, где я появляюсь, люди смеются, но не потому, что я рассказываю им анекдоты. Я просто говорю о жизни, но весело. В свое время я оканчивал театральное училище имени М. С. Щепкина. Когда мне определяли амплуа, то написали — «социальный герой», а потом сделали приписку: «обладает чувством юмора». Конечно, эта черта очень помогала мне в театре. Одно из моих любимых перевоплощений — роль в спектакле «Сеньор из общества». Я купался в этой роли, наслаждался ею, и зритель в зале все три часа пребывал в состоянии полугомерического хохота. И нельзя относиться к этому как к шутовству. Природа юмора очень тонка и сложно устроена. Остроумные роли мне даются легко. Хотя, на мой взгляд, так должно быть не всегда. В некоторых образах надо преодолевать себя.

Именно такой стала ваша роль в спектакле «Девичник над вечным покоем», который будет представлен на вашем бенефисе?

Она трудная по своей внутренней амплитуде существования. Понимаете, когда мужчина плачет, когда у него на глазах появляются не глицериновые слезы кино, а настоящие, вызванные внутренним ощущением от глубины предлагаемых обстоятельств, то это проявление очень личных, глубоко интимных чувств. И их обнародование — труднейшая форма представления.

Этот спектакль для вас особенный не только по сложности самой роли?

Еще до моего появления в Красноярске в годы учебы я выходил на сцену Государственного академического Малого театра. В то время я стал собирать программки сыгранных мною ролей с подписями великих артистов, с которыми мне посчастливилось выходить на одну сцену. Это даже подумать волнительно, что я играл вместе с Ильинским, Жаровым, Гоголевой, Рыжовым, Любезновым, Никитой Подгорным, Евгением Яковлевичем Весником. Потом были театры городов Иванова и Владимира. К моменту моего приезда в Красноярск таких программок накопилось 35. Ну и прибавьте еще 65 ролей, сыгранных здесь. Получается 100 — для театра это большая редкость. «Девичник над вечным покоем» — это моя сотая роль. Еще так совпало, что мне исполняется 65 лет, 30 лет будет моей преподавательской деятельности в академии музыки и театра, и уже 30 лет я живу в Красноярске. Есть и еще одна круглая дата, но она к театру, наверное, имеет самое отдаленное отношение — у нас с супругой в этом году жемчужная свадьба, то есть тоже 30 лет. Но все же главным остается то, что роль сотая. И она будет показана на бенефисе.

Сейчас в театре, не именно красноярском, а в театре вообще зрителям предлагают продукт, мягко говоря, с душком. То со сцены льется отборный мат, то вдруг герои начинают изображать употребление наркотиков или постельные сцены. Я не ханжа, но все же видеть это в театре дико.

То, что сейчас происходит в современном театре — это чистой воды декадентство. И театральным деятелям не надо на это обижаться. Ведь что такое декадентство? Это уход от содержания и превалирование формы. Именно тогда и начинаются вещи за гранью. Имеет ли театр на это право? Имеет. Он на то и театр. Но я хочу сказать, что все зависит от режиссера. Если бы я ставил спектакль, то у меня герои наркотиков не употребляли. На мой взгляд, сейчас люди остро испытывают необходимость в психологическом искусстве. Искусстве чувств человеческих. Правда, есть те, кто считает, что существуют разные уровни чувств. Нет, я так не думаю, природа чувств одна. А духовное просвещение и возвышение души есть главная задача искусства.

Так думают не все. Недавно я беседовала с руководителем одного очень популярного телеканала. Я спросила его, почему в их молодежных программах так много глупости, грязи и скабрезных шуточек и так мало воспитательных или просветительных мотивов. На что мне ответили: «Телевидение не обязано никого просвещать или возвышать. Мы показываем общество таким, какое оно есть, это честно, здесь нет двойной морали». Странно, мне все время казалось, что произносить с экрана слово «ж...а» как раз не истина, а попирание морали.

Как говорили революционные матросы: «А скажи-ка, гадина, сколько тебе дадено». Ни для кого не секрет, что существует Центральное управление, которое тратит очень большие деньги на своих резидентов, в том числе и на телевидении. Что разработан план по разрушению нашего государства, что эту машину привели в действие, и что если и дальше мы будем идти по либеральному западному пути, то вымрем окончательно. В процессе демократизации и либерализации русские люди получили много западных свобод, но при этом не учли, что это свободы падшего человека.

Вы есаул, казачий атаман, в чем заключается ваша деятельность в этой ипостаси?

Главная цель российского казачества — это государственно-патриотическое воспитание, различного рода охранные мероприятия, подготовка молодежи к службе в армии. Организуются соответствующие клубы при школах, при гимназиях, которыми руководят боевые офицеры, прошедшие горячие точки, для которых честь, Родина, Отечество — совсем не пустые слова.

А книги, фильмы? С их помощью тоже можно воспитывать патриотизм.

Можно, но очень выборочно. Например, режиссер Балабанов снял фильм «Сволочи», но там же все от первого до последнего слова ложь! А люди выходят из кинотеатра и говорят: «Вот что коммуняки в войну творили!» И у людей молодых, живущих в современной России, складывается неправильное представление об истории нашей же страны. Или великий Виктор Астафьев в своей книге «Проклятые и убитые» описал сцену, где расстреливают братьев. Я его спросил однажды: «Виктор Петрович, зачем же вы так, ведь не было такого». А он мне ответил: «Это мой авторский вымысел, мое право». Но лично я считаю, что если «твое право» касается интересов государства, то нужно быть осторожнее и думать о последствиях своих действий.

Как депутат горсовета вы постоянно обращаетесь к общественной нравственности. Вас даже называют главным моралистом края.

Я не моралист и не адепт нравственности. По своей сути я даже в чем-то эпикуреец. Но я считаю, что свобода воли не должна становиться вседозволенностью, расхлябанностью и разгильдяйством. Народ в массе своей не знает, что такое нравственность. Многие думают, что она касается только половых взаимоотношений. Но если открыть словарь, то нравственность — это «представление населения, народа о...» — и далее перечислено все, что входит в понятийный ряд догматов, которые изложил еще Иисус Христос о любви, дружбе, справедливости. Это «краеугольные вещи, которые являются национальной идеей, выработанные обществом в процессе эволюции и принятые большинством в качестве обязательных». Вы согласны с этим определением? И я согласен. Так вот, я не главный, я просто на свету, как будто на театральной сцене, и могу говорить о том, что плохо, а что хорошо, и могу быть услышанным.

Владислав Яковлевич ЖУКОВСКИЙ. 1944 г. р.

Заслуженный артист России (1992 г.)

Профессор Красноярской государственной академии музыки и театра (2003 г.)

Действительный член Петровской академии наук и искусств (город Санкт-Петербург, 2005 г.)

Депутат Красноярского совета народных депутатов (1990-1993 гг.)

Председатель Красноярского регионального отделения Российского общественно-политического движения «Духовное наследие» (1994-1997 гг.)

Депутат Красноярского городского совета созывов (2000-2004 гг. -избирательный блок «Блок Пимашкова», 2004-2008 гг. — избирательный блок «Родина»)

Депутат Красноярского городского совета депутатов созыва 2008-2013 гг. (избирательное объединение «Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»), заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, молодежной политике, культуре и спорту

Казак Енисейского казачьего войска. Казачий чин — есаул казачьих войск России (2007 г.). Наказной атаман Красноярского городского казачьего общества

Знак отличия «За заслуги перед городом Красноярском» — 2004 г.

Мария Юферова, Журнал Премиум

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.