143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Сто жизней спустя...
01 января 2010 г.

Его кабинет — профессора кафедры мастерства актера Красноярской академии музыки и театра — напоминает ларец с драгоценностями: по стенам — листочки, записки с профессиональными истинами и аксиомами, сентенции и афоризмы из классики и собственного сочинении. А на входной двери — студенческое балагурство: известный указующий жест известного персонажа в красной папахе, но с лицом любимого педагога: «ТЫ занимался сегодня речью?». То и дело по разным вопросам сюда заглядывают студенческие носы. Он сурово, но ласково выпроваживает: «Позже! Не видите, с девушкой любезничаю?». Он уверен, что «педагог театрального вуза лечит ребят от улицы и делает их пригодными для театра», что здесь они становятся совершенно другими людьми. Вообще он философ: с детства увлекся диалектикой и уже в армии изучил «Диалектический материализм», который потом стал основой его природы. Ведь «театр и актер — категории умственные», а «ум человека не от количества прочитанных книг, но от количества понятых». Он убежден: себя надо воспитывать, чтобы «в луже видеть не грязную воду, а звезды». Чтобы не «переть тачку с камнями», но «строить Шартрский собор». Каждому дается выбор. Он давно определился и с тех пор — счастливый человек...

Из чего слит этот титан, этот сплав воли, мудрости и нравственности? Какие изгибы судьбы сформировали этого большого человека, живого и счастливого? Безусловно, наложила свои отпечатки и сотня ролей — малых, больших, сложных и трагичных жизней... Сотня ролей — необычный юбилей, благодаря которому и состоялось наше знакомство с актером, преподавателем, депутатом Владиславом Яковлевичем Жуковским.

В детстве...во дворе за подвижную физиогномику и подражание манерам и голосам его дразнили Читой... Те же способности, раскрепощенность и живой интерес привели его в школьный литературный кружок. Рос и жил он в Москве, хотя родился в далекой Сибири... Их школа, затерявшаяся в одном из арбатских переулков, недалеко от театра Вахтангова, брала некоторые театральные реквизиты для представлений литературного кружка. Бутафорские усы, мундир самого маленького размера с эполетами и постановка — отрывок из поэмы «Русские женщины» Некрасова — его первый сценический опыт. И за все то же внутреннее актерство, желание привлечь к себе внимание — за шкодливый характер Владик Жуковский был исключен из школы. А дальше — ремесленное училище — два года в черных фуражках и шинельках с нашивками РУ 4 (ремесленное училище) и специальность — слесарь-сборщик промышленной продукции. Работал на заводах, прошел воинскую службу в Германии, демобилизовался, а после — вновь возник порыв души к искусству. Тогда мама устроила его на киностудию Мосфильм «мальчиком» при операторе. Затем была работа механиком съемочной техники, специальные курсы повышения квалификации, категория ассистента кинооператора и решение поступать на операторский факультет ВГИКа, но... Судьба решила по-своему... А он знал: все «случайности» — звенья в судьбе-цепи. - Моя мама окончила в Москве педагогический техникум (тогда все высшие образовательные учреждения звались техникумами), а на другой день после выпускного началась война. Ее распределили в сельскую школу в далекий Красноярский край, в нынешний Балахтинский - а тогда Даурский район — село Караульное. Там я и родился. Закончилась война. Мама с бабушкой — московская интеллигенция — вернулись в столицу, не выдюжили. А отец остался — он был настоящий сибиряк, «от земли». Я и подумать не мог, что судьба когда-либо вновь сведет меня с сибирской землей... А тогда в конце 60-х был у меня приятель Саша Надеждин. Играл он в народном театре и вечно поступал, проваливался и снова поступал в театральные училища - такая вот идея-фикс. Однажды он говорит: «Приезжай ко мне на репетицию, поедем потом в парк Горького «пивка попьем». И вот если бы не желание попить пивка в тот день, я бы никогда не приехал за ним в этот народный театр, не попался бы на глаза режиссеру, не читал бы ему в темноте закулисья стихи и не получил бы вдруг маленькую роль. А потом — побольше, и... затянуло, получалось, нравилось. Работал на Мосфильме, учился в вечерней школе, играл в народном театре, стал дипломантом, лауреатом — яркая была полоса, живая. И возникла мысль: отчего бы не поступить? И пришел он в «Щепку»...абитуриент Жуковский — взрослый, представительный, идейно закаленный, отслуживший, общественник — да как гаркнет «Над седой равниной моря ветер тучи собирает», комиссия в голос: «Куда вы еще подавали? Не надо — вы приняты!» И пошла новая жизнь — театральная, профессиональная. Сочная, пестрая и неспокойная — его тотальная принципиальность мешала ему маневрировать и лавировать, зато шел он напрямик, хотя и перпендикулярно мнениям некоторых, но широко и гордо, мол «Платон мне друг, но истина дороже!»... И хватало ведь времени... пятерки получать, влюбляться: на 1 курсе женился Владислав Жуковский на самой красивой девушке ВУЗа. А дальше — классика жанра: расходились, сходились, ранний брак окончился разводом. Сел на электричку и уехал. Во Владимир. А там — преподавательская работа, сцена... То же и в городе невест Иваново, где нашел свою судьбу. «Любовь возникла с первого взгляда. Мне 33, семья, ребенок, а она студентка, и не побоялась пересудов... а были и скандалы, и разборки, вызывали, грозили, «это аморально», с одной стороны ребенок, с другой химия, и ничего не поделаешь... стал искать другие театральные институты». И опять замкнулся судьбоносный круг: знакомство с Давыдовичем — бессменным директором ансамбля Годенко, другом главного режиссера красноярской «Пушки» Басиным и переезд в Красноярск. 1979 год... И жизнь с нуля. Актер Жуковский был очень востребован: широкий диапазон амплуа, хороший репертуарный список. Преподавал, играл, ездил учиться в Москву, публиковался, получал ордена и медали, стал заслуженным артистом, профессором, академиком. Добился всего. Потому что делал свою работу хорошо , а еще знал: в его руках жизнь любимых им людей... Сегодня... Владислав Жуковский все столь же востребован и занят. Как на подбор нанизались красивые цифры: 30 лет в Красноярске, 30 лет счастливой семейной жизни, 30 лет педагогической практики, выход 30-ой публикации и 100-ая профессиональная роль — в недавней премьере «Девичник над вечным покоем». Конечно, она могла бы случиться раньше и быть другой, но не при таком раскладе... Когда высокий статус — с 1990го года он и депутат, и возглавляет партии и региональные отделения, и вот уже третий созыв подряд в горсовете... когда постоянно на общественном виду, когда все это требует массу времени и энергии. А что такое новая роль? Даже небольшая? Это целая жизнь. Вот она получена, разобрана, выучена, прожита, принята, переосмыслена... И невозможно свой образ «не допечь», конечно, не приправив собственным набором специй. А годы влекут вперед, не позволяя стоять на месте. И личная, и биография сценическая дополняют, обогащают друг друга. И опыт делает рассказ из-за рампы правдивее... Потому что актеры взрослеют в ногу с ролями, роли взрослеют вместе с артистами. И все живешь, проживаешь новые жизни, взрослеешь и растешь бесконечно, и возводишь свой Шартр...

Дарья Куппонен, Журнал Имена и Лица

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.