144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Галина Саламатова: "Свою Аркадину я сыграла"
22 марта 2009 г.

В последних числах марта в красноярском драмтеатре состоится бенефис актрисы — комедия Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано", в которой её партнёром будет народный артист России Василий Решетников, а позднее Галина Саламатова отправится со спектаклем "Похороните меня за плинтусом", где она сыграла роль Бабушки, в Москву. Этот спектакль в рамках национальной театральной премии "Золотая маска" будет показан вне конкурса. 

- После училища по распределению попала в Ачинск, а затем меня пригласили в Минусинск. На тот период в театре был очень хороший репертуар, замечательный режиссёр Николай Климентьевич Гудзенко. Мне повезло, что у истоков моей творческой жизни оказался этот человек: ведь получив образование, молодой актёр приходит в театр, не зная самого главного — как жить на сцене.

Проработав в Минусинске четыре года, получила приглашение от главного режиссёра Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Натана Израилевича Басина, где играла ещё три с половиной года. Очень благодарна этому режиссёру: он перевёл меня из молодых лирических героинь на характерные возрастные роли. Почему-то ему нравилось на мне экспериментировать. Первой моей характерной ролью стала служанка в "Даме-невидимке" Кальдерона.

Из Красноярска вновь уехала в Минусинск — на сей раз надолго. Из края уехать не решилась: думала — какая разница, какой театр? И лишь спустя какое-то время поняла, что разница всё-таки есть. И большая.

- Состав театра Пушкина семидесятых годов был замечательный. Помните своих партнёров тех лет?

- Это была комедия Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "Аморальная история", позднее ставшая известной как фильм "Забытая мелодия для флейты". Начиналась работа с актёром Борисенко, который уехал, а ему на смену пришёл Виктор Бусаренко (ныне — заслуженный деятель культуры России, художественный руководитель Приморского театра кукол. — С. П.).

Артист Борисенко был фигурой значимой, впечатляющей — и внешне, и внутренне. Помните спектакль "97"? Он играл глухонемого. Это было настолько объёмно... Но в "Аморальной истории" как партнёр он меня партнёршей не видел. Может, в этом была моя вина? Но он не мог пересилить какое-то неприятие, потому что видел в этой роли другую артистку. Правда, когда уезжал, всю ночь пел мне песни и откровенно признался, что долго ко мне привыкал.

Только когда ввели Бусаренко, я поняла, что такое партнёр. Он не хватал звёзд с неба, но оказался настолько тонким, настолько чувствующим и понимающим актрису, как будто меня бросили в тёплое море, и я поплыла. Понимаете, как сложно и щепетильно на сцене играть любовь? Придумываешь себе героя из воображаемых предметов и с ними играешь, а здесь было настолько естественно, потому что он давал всё, чтобы актриса расслабилась, поверила и пошла за ним. Но — личных отношений никаких! Вообще никаких. Если они присутствуют — никогда не сыграешь. Такое совпадение бывает очень редко. И я счастлива, что со мной это случилось.

- Между вашими творческими вершинами, этапными спектаклями "Хмель" и "Похороните меня за плинтусом", была ещё одна замечательная работа — в драме "Кто боится Вирджинии Вульф".

- "Хмель" был этапной работой — в тот период времени я попыталась сказать что-то своё, накопленное за определённый период. Другой этап, конечно, "Похороните меня за плинтусом". Иначе нельзя: не почувствовав природу, органику людей, не пообщавшись с ними, я бы не сыграла Бабушку. Помню, конечно, Марту из "Вирджинии", я её любила, она дорога для меня и очень трудно мне далась.

- Это правда, что о закрытии спектакля вам сообщили буквально перед его началом?

- Стою перед выходом, и мне сообщают, что этот спектакль последний. Не знаю, как я его доиграла — весь мой организм работал на то, чтобы сдержаться и не разрыдаться. А ведь раньше сообщали о последнем спектакле задолго до этого, происходило какое-то прощание с ним. Но у нашего тогдашнего руководства к этому спектаклю было определённое отношение. Уехали исполнители Александр Чередник в Санкт-Петербург и Жанна Коняева в Москву, а двух исполнителей заменить — это будет другой спектакль. Можно было, конечно, режиссёра пригласить, но никто не стал этого делать.

- Ещё одна ваша, на мой взгляд, интересная работа в спектакле "Бывшие сёстры", где у вас был потрясающий дуэт с Людмилой Михненковой. Там такие актёрские качели!

- С нами работал режиссёр Владимир Портнов. Мы поверили ему и пошли за ним, хотя он долгое время не жил в России и пропустил самый важный момент в жизни нашей страны и людей — перелом человека. Мы пытались объяснить режиссёру, что это не так просто, что человек стал другим и нужно по-другому подойти. Согласна с тем, что зрители заметили некую архаичность спектакля, может быть, даже актёрским существованием, но это режиссёр старой школы, он был хорошим постановщиком того времени и не успел напитаться нашим сегодняшним днём, чтобы как-то всё перевернуть.

Но мы нашли своего зрителя — это молодёжь, которой не надо было перестраиваться — она понимала эти семейные ситуации. Это мы так живём, но не хотим с этим согласиться. Однажды на спектакле женщина встала, хлопнула креслом, выматерилась и ушла. Она не заметила, что на сцене не произнесено ни одного матерного слова, а она ругается и уже живёт этим спектаклем! Может быть, она пришла в театр, чтобы расслабиться и получить удовольствие, но никак не желала проживать жизнь вместе с героинями "Бывших сестёр". Со временем в спектакле появился юмор, он стал легче, потому что мы освободились от рамок, в которые затолкал нас режиссёр.

К сожалению, сейчас "Бывшие сёстры" не идут: автор запретил.

- В своё время в Минусинске вы сыграли Аркадину в "Чайке". Не было желания поработать над этой ролью в красноярской версии пьесы?

- Честно признаюсь: нет. Там был другой спектакль, другая героиня, другой режиссёр. Я свою Аркадину уже сыграла. Конечно, если бы меня пригласили, попыталась бы это сделать, но это была бы другая Аркадина, а Олегу Алексеевичу Рыбкину нужна была именно такая героиня.

- Вам изумительно удаются небольшие роли: всем запомнилась Геката в "Короле Лире" или бабушка в "Игроке"...

- Бабуленька — это половина второго акта, это целая жизнь, это огромная роль! Дело даже не в премиях, которые даются за эти роли, а если это запоминается?.. Не знаю почему — я просто делаю своё дело. У меня была симпатичная роль в Минусинске в спектакле "Выходили бабки замуж" — весь первый акт я лежала на кровати, а во втором начинала действовать. Это была гротесковая вещь, в которой можно было, не стесняясь, что-то наигрывать.

- Наверное, в вашей последней по времени работе "Похороните меня за плинтусом" тот же трагикомизм, балансирующий на грани?

- В "Плинтусе" нечто другое. Передо мной стояла задача: как сделать так, чтобы зритель не ушёл? Как сделать так, чтобы в конце он не сказал: "Слава богу, что старуха умерла"? В спектакле два отделения — два жанра, и конец первого акта надо было немножко приглушить, чтобы выйти на второй.

Конечно, если впрямую кричать "Вы загадили мой мозг!" — знаете, как это будет действовать? И я это умею. Но мы положили это на бабушкину самобытность: она же мечтала быть актрисой, актрисой в душе и жизни — и осталась: могла сыграть, изобразить. Но всю жизнь просидела дома. Не так давно на канале "Культура" была показана телеверсия этого спектакля в исполнении питерских артистов. Так вот там бабушка получилась злая.

С большим страхом я бралась за эту роль. Спасибо Алёше (режиссёр Алексей Крикливый. — С. П.), который мне помог. Несмотря на то что он ещё молодой, он понимает душу возрастного человека. Считаю, бабушка злой быть не могла, как не может быть исключительно злым любой живой человек.

- Для собственного бенефиса вы готовите комедию "Филумена Мартурано". Не боитесь незримой конкуренции с известным итальянским фильмом, в котором сыграли Софи Лорен и Марчелло Мастроянни?

- Фильм — это фильм, совершенно другая история. Что говорить про них, если нужно говорить про нас? Они пусть там светят, а мы будем играть свою историю любви.

- Вы в театре уже более тридцати лет. Какие ощущение испытываете перед выходом на сцену?

- Чем дальше возраст, тем страшнее. На большой спектакль нужно готовиться заранее, но это не значит, что необходимо сидеть и повторять текст. Настраиваться надо, а не выходить на сцену спонтанно.

- Есть роли, какие вы ещё не сыграли и мечтаете сыграть?

- Определённой мечты, к которой стремишься, нет. Сейчас одна мечта: здоровья, здоровья, здоровья.

***

Галина Вениаминовна САЛАМАТОВА. Заслуженная артистка России. Лауреат Государственной премии РСФСР. Родилась в Каратузском районе. Окончила актёрское отделение Красноярского училища искусств. Работала в Ачинском и Минусинском драматических театрах, в середине семидесятых годов и со второй половины девяностых — в труппе Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.

Сергей Павленко, "Красноярский рабочий"

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.