143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Возвращаясь к старым спектаклям. «Похороните меня за плинтусом»
13 января 2012 г.

Ввожу новую рубрику. О спектаклях критики и журналисты высказываются преимущественно только после премьер, между тем как жизнь спектакля интересна именно в развитии. Особенно, если он хорошо поставлен.

Хочу исправить эту досадную несправедливость — время от времени буду возвращаться к некоторым старым постановкам. А начну с работы, которая в моем личном рейтинге красноярских спектаклей занимает верхнюю строчку. Вот уже почти четыре года подряд, с самой премьеры.

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» сразу же после своего выхода стала бестселлером и была просто обречена на экранизации и инсценировки. Правда, одноименный фильм по ней, несмотря на все его фестивальные награды, сам автор удачей не признает. Сергей Снежкин снял его сильно «по мотивам», и основная мысль повести — о любви и прощении — оказалась в нем вообще утрачена. Зато в спектакле Алексея Крикливого в Красноярском театре им. Пушкина эта тема проходит сквозной нитью. И с годами не размывается, не уходит ни в излишнюю жесткость, ни в сентиментальность.

Об этом спектакле я много раз писала, а сколько смотрела его с момента премьеры — даже не берусь сосчитать. На малой сцене и на большой, на фестивалях в Москве и Новосибирске... И каждый раз не перестаю радоваться, что несмотря на многочисленные вводы, спектакль живет, развивается и продолжает удивлять все новыми и новыми открытиями и живыми эмоциями.

В чем вновь убедилась в декабре прошлого года, побывав на одном из последних показов «Плинтуса» (назовем его так для краткости) на родной сцене. Чем же так цепляет эта постановка? Разумеется, каждый зритель ответит для себя на этот вопрос по-своему. Но для меня в «Плинтусе» особенно ценны две темы. Первая — собственно санаевская: взгляд на свою семью глазами восьмилетнего мальчика (блистательная актерская работа Даниила Коновалова), который в силу обстоятельств живет у бабушки с дедушкой, а потом возвращается к матери. И финальное прозрение, что счастье одних может стоить жизни другому...

У Алексея Крикливого эта тема звучит тем пронзительнее, что бабушка в его спектакле в исполнении Галины Саламатовой, при всей ее сварливости и скандальности, — не злобная. Она скорее изображает скандальность (в молодости бабушка мечтала стать актрисой), чем сердится на своих домочадцев по-настоящему. И даже в финальных сценах, где она жестко, не сдерживая себя, выясняет отношения с дочерью (Ирина Иванова), бабушка, при всей ее неправоте, все равно не выглядит одиозным монстром. Просто несчастный человек, который всю жизнь ищет любви, но так и не в состоянии ее по-настоящему принять и оценить. Сама любит внука до исступления и не может перенести, что тот любит не только ее. Осознает, что мальчик должен вернуться к матери — и не в силах с ним расстаться.

Очень сложный и противоречивый характер, и легче всего было бы, конечно, показать его одной краской, черной. Но не случайно же говорится, что актер — адвокат своих ролей. У Саламатовой этот характер по-настоящему многогранный — ее бабушке свойственны и самобытный юмор, и заботливость, и обеспокоенность здоровьем внука. И архетипичный, узнаваемый — такие домашние тираны в семьях, увы, не редкость... Ненависть рождает ненависть, но, может, посмотрев этот спектакль, кто-то взглянет на проблемы своей семьи по-другому? Попытается понять своих близких и простить, как взывает к дочери бабушка?..

Вторая значимая тема у Крикливого — поколенческая. Биографические совпадения не важны, но этот спектакль и о детстве самого режиссера, и о детстве его поколения (нашего), нынешних тридцатилетних. В «Плинтусе» полно узнаваемых образов тех лет: олимпийский Мишка, символ Олимпиады-80; музыка из культового в то время фильма «Гостья из будущего»; мальчишеская игра в ножички; прогулки пацанов на стройку и лазание по деревьям — памятные занятия, не так ли? Жизнь семьи в атмосфере точно переданной эпохи — все это невольно помогает зрителям вернуться в собственное детство. Остановиться на бегу и вновь пережить те радостные мгновения, когда деревья были большими и для счастья нужно было совсем немного... Не каждый спектакль одаривает такими эмоциями. И, думаю, я еще не раз к нему вернусь. Отдельно хотелось бы поразмышлять об актерских работах, что в них изменилось за годы жизни этого спектакля.

Последний показ «Плинтуса» на родной сцене состоится 21 января. Во время реконструкции театра, как предполагается, спектакль будет идти в Доме актера.

Елена Коновалова, Интернет-журнал «Красноярск Дейли»

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.