143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Отвергнутые самим Барнаулом
17 апреля 2009 г.

Когда "Золотая маска" только задумывалась, одной из главных ее целей было сохранение (и изучение) российского театрального пространства. И сегодня московским деятелям театра раз в год предоставляется возможность выглянуть за пределы кольцевых театральных дорог столицы. Со временем премиальная интрига непроизвольно исказила эту задачу фестиваля. Волей-неволей в провинциальных спектаклях ищут достойных и свежих конкурентов номинантам из Москвы и Петербурга, которые, как правило, уже хорошо известны и членам жюри, и критикам, уже выстроены в сезонные иерархии. 

Ищут — и почти никогда не находят. А не найдя, высокомерно списывают участие тех или иных провинциальных спектаклей на подслеповатость экспертов. Между тем по номинантам "Маски" очень любопытно и поучительно изучать типичные театральные ситуации, типичные для российской практики случаи сотрудничества режиссеров и трупп. Тем более что все три театра, о которых пойдет речь ниже, на главном российском фестивале были представлены впервые. 

Самарский театр драмы имени Горького, одна из крепостей русской провинциальной сцены, показал на "Маске" спектакль "Полковник-птица" по популярной в Европе пьесе болгарина Христо Бойчева. Труппой не первый сезон руководит опытный, с крепкой рукой режиссер Вячеслав Гвоздков. Его не сегодня сложившаяся система театральных приемов может показаться слишком размашистой и грубоватой, но она, видимо, хорошо подошла и труппе, и городу. Кстати, годами проверенная надежность сценического языка позволила господину Гвоздкову сделать то, на что сегодня не отваживаются академические театры в провинции,- поставить на большой сцене современную зарубежную пьесу. В этой притче о безумии балканской войны неглавной, но единственной женской ролью блеснула одна из лучших российских актрис Роза Хайруллина: ее сумасшедшая проститутка Пепа заставляла зал замирать от тревоги и жалости. 

Совершенно иной случай — Олег Рыбкин в Красноярском драматическом театре имени Пушкина. Его радикальные и решительные спектакли часто похожи на бомбы, брошенные в годами не пуганное современной режиссурой театральное захолустье. Никогда нельзя ручаться, что режиссер и театр, в котором он временно осел (а значит, и город), выдержат друг друга еще хотя бы сезон. То есть почти каждый спектакль господина Рыбкина, в том числе и чеховская "Чайка", нынче привезенная на "Золотую маску", отчаянный поступок, вызов и увлекательная (не для всех, конечно) провокация. Все персонажи Чехова в Красноярском театре выведены из состояния равновесия, их поведение поставлено на грань здравого смысла. Но Олег Рыбкин и обывательский здравый смысл вообще плохо совместимы. Но покуда у театра есть воля к рыбкинским приключениям, Красноярск остается обнадеживающим адресом. 

Третий, и может быть, самый симптоматичный случай — "Войцек" Бюхнера из Барнаульского краевого театра драмы имени Шукшина. В городе, никогда не считавшемся, в отличие от Самары и Красноярска, театральным центром, "маленькую немецкую трагедию" поставил главный режиссер Владимир Золотарь. Теперь уже бывший главный режиссер: в сущности, именно "Войцек" заставил краевые власти (в согласии с мнением ветеранов труппы) сделать вывод, что такой вот театр им все-таки не нужен. Может быть, потому, что на сцене создан образ военизированного, тоталитарного и в то же время насмешливо-балаганного мира, в котором человек ничего не значит, в котором любая самостоятельная личность обречена на невыносимые испытания. До господина Золотаря спектакля такого уровня театральной культуры в Барнаульской драме не было, а когда что-то подобное появится в следующий раз — пока что неизвестно. Играться в Барнауле "Войцек", скорее всего, больше не будет. А его участие в "Золотой маске" останется напоминанием об упущенных возможностях.

Роман Должанский, КоммерсантЪ

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.