143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Квинтэссенция театра.
16 марта 2018 г.

В Красноярском драмтеатре им. А. С. Пушкина состоялся пресс-показ премьерного спектакля «Матренин двор» по одноименному рассказу А. И. Солженицына. Постановка приурочена к 100-летию со дня рождения писателя, которое отмечается в этом году.

Признаться, шел я на этот показ с недоверием. Как, скажите на милость, можно поставить на сцене… рассказ, да еще такой – не очень богатый диалогами, действием? Там в основном авторское повествование. Нет, драматургия, безусловно, имеется, Солженицын – большой писатель, произведение сильное, знаковое. Но драматургия даже самой распрекрасной прозы и драматургия сцены – вещи немного разные.

Впрочем, это и подогревало мой зрительский интерес: как справились мастера сцены с этой задачей? Как адаптировали для театра этот культовый рассказ советской литературы? Что это будет? Литературная композиция? Художественная читка по ролям?

Сразу скажу: спектакль – безусловная творческая удача режиссера и актеров. Он идет на Малой сцене, где всего 3–4 ряда кресел, и выбор режиссером именно камерного формата – это попадание в десятку. Те, кто приходит в театр развлечься и отдохнуть, уйдут с постановки разочарованными. Она явно «не для всех». Потому что здесь приходится работать вместе с актерами, переваривая и осмысляя тот тяжелый материал, из которого соткан весь рассказ. В человеческом, в бытовом смысле тяжелый, безрадостный. Мало оптимизма в «Матренином дворе», практически нет его там. И в то же время это не «чернуха»: образ главной героини освещает все пространство сцены и само нелегкое повествование о тяжелой судьбе русской женщины своим внутренним светом, осеняет его нравственной чистотой. Матрену блестяще сыграла одна их ведущих актрис театра – заслуженная артистка России Галина Саламатова. Играет – как живет.

Режиссер отказался от декораций. На площадке всего 11 стульев и маленький высокий столик, на котором номер журнала «Новый мир» – рассказ впервые был опубликован именно там, в 1963 году.

А настоящему театру и не нужны внешние атрибуты. Немирович-Данченко говорил, что можно выстроить великолепное театральное здание, заказать декорации, музыку, набрать большой штат сотрудников – и это еще не будет театр. А выйдут на площадь два талантливых актера, расстелют коврик, начнут играть пьесу – это уже театр... Так оно и случилось, прямо по классику: театр в чистом виде, его квинтэссенция. «Матренин двор» – никакая не литературная композиция, а самый что ни на есть Спектакль, выстроенный по всем театральным канонам – характеры, конфликт, мощная драматургия, игра на разрыв души, с распахнутым сердцем, лицом к лицу со зрителями. И декорации здесь бы только мешали.

Камерный формат – это минимум изобразительных средств, но никто не отнял у режиссера других его инструментов – свет, музыку, мизансценирование. Борис Плоских (он артист «Пушки», это его дебют в качестве режиссера) умело этими инструментами воспользовался: мизансцены выверены, музыка точна и уместна, свет помогает актерам раскрыться. Профессиональная режиссерская работа. Спектакль, начинаясь неторопливо, как бы враскачку… вскоре тебя захватывает всего, и ты уже несешься по его волнам, подчиненный актерской и режиссерской воле, смахивая слезу в финале… и уходишь, переполненный мыслями, переживаниями, эмоциями. Не для этого ли театр и существует?

Фото Сергея ЧИВИКОВА 

НКК

Сергей Бурлаку

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.