143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

БОЛЬШОЙ СПЕКТАКЛЬ О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ
29 декабря 2017 г.

Давнишняя пьеса Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" поставлена в краевом драматическом театре имени А. С. Пушкина виртуозно. 

После капитального ремонта родная "Пушка" набирала обороты и вот наконец-то выстрелила по-настоящему. Современное техническое оснащение сцены использовано с таким вкусом и такой энергией, что просто вызывает восторг зрителей.

Неслучайно главный режиссёр театра Олег Рыбкин обошёлся на этот раз даже без художника: вся его сценография держится на световых и визуальных эффектах, которые дополняются пластическими решениями Ирины и Валерия Зайцевых (руководители красноярского мим-театра "За двумя зайцами"), вдохновенными костюмами от Елены Турчаниновой и фантастической игрой света от Дмитрия Зименко (Митрич).

Все их творческие находки не только интересны сами по себе, но и работают на смыслы, заложенные в спектакле. Прежде всего, зрителей заставляют три действия перемещаться по театральному пространству: сначала они сидят на сцене, во втором акте - в зале, и в финале вновь возвращаются на сценическую площадку, ощущая себя уже какой-то полноценной театральной массовкой.

Теперь о том, зачем это понадобилось Олегу Рыбкину. В нынешнем сезоне он продемонстрировал качества большого художника, последовательно проложив через все премьеры театра один творческий курс на осмысление событий революции 1917 года. Возможно, никто в театральной России, кроме него, этого не сделал,- точнее, не сумел сделать.

Но было бы желание... Например, пьеса Тома Стоппарда, написанная в 1966 году, считается классическим образцом театра абсурда. По содержанию - как бы "Гамлет" наизнанку, глазами второстепенных персонажей. Но в Красноярске эта трагикомедия посвящена весьма современной и даже болезненной теме взаимоотношений власти и маленького человека.

Главные персонажи всем известного "Гамлета": властный король Клавдий, интриган Полоний, развратная королева Гертруда и обезумевший от всего происходящего юный Гамлет вместе с марионеткой Офелией - это та власть, которая порой уничтожает сама себя в огне дворцовых переворотов или пламени революций. Маленькие люди (Розенкранц и Гильденстерн) ничего не понимают в происходящем и хотят только одного - чтобы их оставили в покое, позволили тихо и безбедно жить. Но власть не даёт им такой возможности, заставляет даже самых простых людей участвовать в своих спектаклях... И в конце концов губит их.

Так было и в истории нашей революции, которая обернулась не только гибелью царской семьи, но и смертью миллионов русских розенкранцев и гильденстернов. Многие из них надеялись: если сожгут помещичью усадьбу и разорят церковь в своей деревне, то власть оставит их в покое. Ничего подобного...

Такая трактовка известной пьесы на русский лад на сцене краевого драмтеатра показалась мне по-настоящему оригинальной, актуальной и поучительной. Спасибо Олегу Рыбкину и его постановочной команде.

Но особой благодарности, безусловно, заслуживают актёры, которые смогли воплотить этот творческий замысел. Тон задал, безусловно, заслуженный артист России Александр Истратьков, который сделал своего персонажа - "первого актёра" - действительно первым, главным, объединяющим буквально все контрапункты спектакля.

Отточенная нюансировка его игры - когда он по-мейерхольдовски и в роли, и над ней - буквально завораживает. Возможно, этот мастер обретает второе дыхание.

Первая пара исполнителей главных ролей - Алексей Попов (Розенкранц) и Станислав Линецкий (Гильденстерн) - сдержанно изображает растерянных молодых людей, временами способных на подлость, но явно не заслуживающих своей трагической участи. А вот сама сдержанность является тем фоном, на котором действуют гротескные персонажи из лагеря власти.

Иван Янюк в роли Гамлета смешон и почему-то страшен. Великолепна фактура Георгия Дмитриева (гигант Клавдий), беспощадна к своей Гертруде обычно очень лиричная Виктория Болотова. Здесь она буквально сжигает себя на сцене. Добрых слов заслуживают и другие артисты.

А теперь - о режиссёрском решении с перемещением зрителей по театральному пространству. Именно оно, к примеру, заставило меня лично почувствовать себя в шкуре маленького человека, которому власть не даёт ни малейшего шанса на спокойную жизнь.

Каков выход? Ну, прежде всего, надо постараться не устраивать больше революций в России.


На фото: "Первый актёр" в исполнении Александра Истратькова стал центральной фигурой спектакля. Режиссёр Олег Рыбкин и его постановочная команда принимают поздравления.

Фото пресс-службы Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.

Игорь РАК

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.