144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Россия — уходящая натура
15 октября 2009 г.

Краевой театр драмы имени А. С. Пушкина в рамках театрального фестиваля "Норильские сезоны в Красноярском крае" представил премьеру спектакля "Тёмные аллеи" (фантазия по рассказам Ивана Бунина). Режиссёр-постановщик Олег Рыбкин.

Как и в прежних своих постановках, режиссёр шёл на рискованный эксперимент. В этот раз ему было совсем не просто удержать зрительское внимание к спектаклю, представляющему собой мозаику из разных рассказов. Казалось бы, нет единого сюжета, нет авантюрной интриги. Переплетение нескольких драматических историй о любви, объединённых ностальгическим образом уходящей, уплывающей старой и вечно молодой России. Вся эта сюжетная полифония, весь этот контрапункт туго стянуты в один узел могучей темой тоски по родине. Так что, можно считать, эксперимент удался.

И что удивительно, режиссёр весьма деликатно и даже целомудренно отнёсся к многочисленным эротическим эпизодам (в отличие от недавней его чрезмерной дерзости в чеховской "Чайке"). А ведь какой был соблазн! "Тёмные аллеи" Бунина многих тем и прельщают, что в них с необычной для русской классической литературы откровенностью показана плотская, чувственная сторона любовной страсти. И трудно сказать, чего больше в этих рассказах — тоски по России или тоски по собственной молодости, которая осталась там, далеко, в этих самых "тёмных аллеях". Эти чувства в прозе Бунина были неразрывно слиты, и режиссёр это хорошо показал. Ведь любая ностальгия и есть тоска по тем местам, где ты был некогда молод, здоров и счастлив. Даже если счастье это было совсем недолгим и эфемерным, как в большинстве бунинских рассказов. В его поздних дневниках можно найти записи, свидетельствующие о том, как стареющий (но не желающий стареть!) писатель радуется своим "юношеским" эротическим снам.

Этот чувственный патриотизм есть и в рассказах, и в высказываниях Бунина: "Россию, наше русское естество, мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать её..." Сценография спектакля кажется очень удачной (художник Илья Кутянский) — нет ни берёз, ни шиповника, ни липовых аллей (всё это — в воспоминаниях автора и его героев), но есть пароход, увозящий старую Россию прочь, в эмиграцию, в Константинополь, и дальше — в Европу, обречённую вскоре пасть под пятой нацизма. Ведь книга "Тёмные аллеи" была написана как раз в эти годы — с 1937 по 1945-й. А название заглавного рассказа и всей книги родилось под вдохновением от старинных стихов Огарёва: "Кругом шиповник алый цвёл, стояла тёмных лип аллея..."

Все оттенки любовного чувства (от возвышенных до животных) показаны в этих рассказах. Главными героинями в книге являются женщины, и в спектакле тоже наиболее ярко играют актрисы. Это и Ирина Иванова в роли содержательницы постоялого двора Надежды (из рассказа "Тёмные аллеи"), не забывшей и не простившей своего давнего соблазнителя. Это и Мария Алексеева, ярко сыгравшая натурщицу Катю (рассказ "Второй кофейник"), и проститутка Поля в исполнении Виктории Болотовой (рассказ "Мадрид"), и журналистка Генрих (артистка Екатерина Соколова). Кстати, очень темпераментно сыграл в паре с ней Яков Алленов в роли поэта Глебова (рассказ "Генрих"), тщетно ожидающего телеграммы от возлюбленной. Гибнет запутавшаяся Генрих, гибнет и содержанка Елена (Людмила Каевицер) от рук обезумевшего от любви поручика (Дмитрий Корявин) в рассказе "Пароход "Саратов", гибнут многие героини и других рассказов. А вот рассудительные мужчины в основном продолжают жить, предаваясь меланхолическим воспоминаниям и утешая себя парадоксами ("Легче умереть за женщину, чем жить с ней").

Впечатляет финал, когда образ уходящей, уплывающей России ("Курс на Константинополь!") становится особенно трогательным и тревожным. Очень жалко всех этих мужчин и женщин. Ведь мы-то знаем, чем всё там у них закончилось. Правда, мы не знаем, чем всё завершится у нас.

Эдуард Русаков, Красноярский рабочий

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.