143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Серебряный век» близок как никогда
25 ноября 2016 г.

25 ноября в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Дни нашей жизни» по произведениям Леонида Андреева.

Мне удалось побывать еще на финальном прогоне. Честно говоря, в театр я хожу с большой опаской. Драматурги ХХI века не радуют глубиной мысли, хотя и трубят об актуальности поднимаемых проблем, а постановки классики неизменно «осовремениваются», в результате чего из них выхолащивается не только содержание, но и психологическая убедительность.

То, понимаете, в Пушкина постельных сцен добавят, то из Достоевского половину персонажей выкинут, а на их место придумают совершенно других. В результате, театр превращается в какой-то КВН с декорациями.

Но «Дни нашей жизни» в постановке Олега Рыбкина произвели на меня впечатление, прежде всего, уважительным отношением к первоисточнику. Декорации и костюмы передают эстетику «серебряного века» — они в меру условны и в меру историчны. Звуковой ряд подобран со вкусом, актеры на сцене действительно играют, а не кривляются, персонажам начинаешь сопереживать, достигается эффект погружения в ситуацию.

Режиссер не удержался от соблазна растянуть спектакль на три с половиной часа и совместил в одном действе фрагменты нескольких пьес и рассказов Андреева: «Жизнь человека», «Екатерина Ивановна», «Мысль», «Дни нашей жизни» и других.

Так или иначе, все сюжеты вращаются вокруг излюбленных тем драматурга: страх смерти, тяга к убийству и самоубийству, борьба разума с силами безумия, а любви с властью половых инстинктов. Мрачные, пессимистические мотивы произведений Андреева подчеркиваются сумрачными красками. Все сцены сыграны в лучших традициях реалистической школы, и это позволяет еще отчетливее ощутить веяние чего-то потустороннего, тень мистического рока, нависающую над персонажами.

Однако не стоит думать, что спектакль проходит в единственной мрачной тональности: режиссер и актеры сумели с иронией подойти к ряду ситуаций, заставить зрителей улыбнуться.

Почему же так произошло? Почему после длительной и упорной борьбы с классикой (все мы помним и скандальную «Чайку», и абсурдистского «Короля Лира»), театр вдруг одарил публику постановкой, в которой бережно воспроизводятся мысли и чувства писателя, ощущается атмосфера эпохи?

Думаю, дело в том, что творчество Леонида Андреева и, шире, искусство «серебряного века» гораздо ближе современному режиссеру, чем произведения Островского, Пушкина, Толстого и Достоевского. В сущности, современному театру и следует ставить символистов, декадентов, экспрессионистов. У них можно найти и эротику, и мистику, и насилие, и безумие, и символическую условность, которые так милы современным режиссерам. Действительно, к чему вводить потусторонних персонажей, таинственные фигуры в черном в то же «Преступление и наказание», если их полным-полно в пьесах Леонида Андреева или, скажем, Мориса Меттерлинка?

Но тут перед режиссерами встают две проблемы: во первых, на Достоевского, Пушкина и Толстого проще получить бюджетные деньги, а во-вторых, режиссеры зачастую просто слабо начитанны, и хватаются за те произведения, с которыми успели познакомиться в школе (то есть классику), либо за те, которые плавают на поверхности Интернета (то есть «современный театр»).

Олег Рыбкин выбрал автора, который ему психологически близок, в этом и заключен залог успешной, качественной постановки, созданной не в борьбе, а в гармонии с исходным материалом.

Почему же современным режиссерам близок «серебряный век» и чужд «век золотой»? Дело в том, что «серебряный век» - это искусство России, находившейся в ситуации глубокого кризиса, искусство, проникнутое предчувствием катастрофы и ужасом перед будущим. В таком состоянии и живут современные интеллектуалы. Экономический кризис порождает нервозность, неуверенность в завтрашнем дне, жажду спрятаться от житейских треволнений в мистических фантазиях, в самокопании или в личной жизни, однако и личная жизнь превращается в череду скандалов, взаимных претензий и измен.+

 

Сам Леонид Андреев считал, что спасением для больного общества должна стать революция, а когда она и вправду произошла, не смог ее принять.

Смело могу рекомендовать «Дни нашей жизни» красноярского драмтеатра всем думающим людям, размышляющим над состоянием современного общества и ищущим выхода.

1-line.info

Дмитрий Косяков

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2017 г.