143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Премьера: «Преступление и наказание»
04 ноября 2016 г.

Мир глазами убийцы на сцене театра им. Пушкина

Главная драматическая площадка Красноярска с некоторых пор испытывает дефицит классических спектаклей. Вернувшись в обновленное здание, театр им. Пушкина наполнил репертуар декоративной «попсой» с явным прицелом на широкого зрителя. В этом сезоне афишу покинули постановки по Горькому и Островскому, отчего она стала выглядеть еще менее респектабельно.

«Преступление и наказание» московского режиссера Александра Огарева отчасти выправляет баланс — это эффектное и талантливое прочтение великого романа.

В сценографии спектакля отражен ответ на знаменитый вопрос: видит ли преступник мир как-то по-особенному? Всё начинается с убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы — нарочито неторопливой, реалистичной и даже дотошной, когда Раскольников больше минуты старательно отмывает от крови свой знаменитый топор. Но потом душевные муки постепенно затягивают его, а следом и зрителя в завораживающую, потрясающе красивую фантасмагорию, где персонажи окружены зеркальными поверхностями, под ногами — песок, а среди живых людей прогуливаются призраки невинно убиенных и антропоморфные птицы.

От надменной убежденности в правоте своей теории о людях «высших» и «низших» убийца приходит к утрате ориентиров и частичному помрачению рассудка. При этом Станислав Линецкий в роли Раскольникова предстает не темным гением, а человеком, в общем-то, обычным, но необратимо испорченным манией величия.

Линецкий играет остро и самозабвенно, в отчаянных попытках Раскольникова спрятать боль и неуверенность за дерзостью, доходящей порой до бесовского фиглярства, есть нечто завораживающе поэтическое.

В особенной степени слабость его позиции проявляется рядом с Соней Мармеладовой — наивной, почти блаженной, но при этом убедительно телесной. Анастасия Малеванова предстает в этом образе одновременно и хрупкой, и торжественной, и суровой. Наконец, лукавый Порфирий Петрович Бориса Плоских — тоже примечательный персонаж, который не вполне совпадает с привычной по школьным учебникам трактовкой. Внешне обходительный и обманчиво мягкий, он совершенно равнодушен к терзаниям Раскольникова, которые занимают его единственно в ключе изобличения одного из тех самых, возомнивших себя «высшими» и потому опасных для общества людей.

Отчасти в укор Огареву можно поставить то, что он пренебрегает фабулой в угоду зрелищности. Сознательно или нет, отечественные режиссеры преувеличивают степень знакомства зрителей с известными со школьной скамьи сюжетами.

В спектакле остались только две линии, обе связаны конкретно с Раскольниковым — это противостояние с Порфирием Петровичем и дуэт с Сонечкой, да ключевая метафора воскресшего Лазаря. Между ними, точно анекдот, в какой-то момент мелькает диалог Лужина и Лебезятникова о коммуне — яркий, осмысленный с точки зрения постановки, динамичный, но совершенно выключенный из контекста.

Другая проблема заключается в том, что оригинальный текст не адаптирован к сценическим реалиям — это заставляет сомневаться в наличии инсценировки как таковой. Пышная речь эпохи Достоевского приятна на слух, но оборачивается необязательными длиннотами в тех эпизодах, где ее слишком много.

http://newslab.ru/article/738267

Евгений Мельников

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2017 г.