144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

РАЗМЫШЛЕНИЯ У ТЕАТРАЛЬНОГО ПОДЪЕЗДА: почему уходят спектакли?
19 октября 2016 г.

Читатели могут упрекнуть меня в чём угодно, но только не в рекламе. Дело в том, что спектаклей, о которых пойдёт речь, уже нет в репертуаре.

Прощание состоится...

Начало сезона в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина принесло нерадостную весть: сразу с тремя постановками зрителю придётся проститься. На афише это выглядело ещё более печально. После названий "Жанна", "Варвары" и "Лес" значилось: "Прощание со спектаклем".

Звучит почти как прощание с человеком... Извините, но такая уж возникла первая и самая быстрая ассоциация. Дата и время "выноса", как и полагается, были указаны.

Весть об уходе всегда грустна. Почему уходят люди? Наверное, так угодно Богу. И мы, оставшиеся на земле, можем только гадать и думать, отчего они ушли раньше нас.

Почему уходят спектакли? Наверное, так угодно руководству театра. И мы, обычные зрители, можем только догадываться, отчего в этот список попали именно они.

Очевидно, основная причина - финансовая: доходы, окупаемость... А как же другая сторона медали? Ведь даже президент страны уверял, что в театрах нельзя всегда ожидать аншлага, поэтому наряду с прибыльными должны оставаться и такие постановки, которые не собирают полные залы, но которые нужны определённой зрительской аудитории.

Однако главным мотивом, по версии руководства театра, стало моральное устаревание постановок. Но когда же они успели так быстро состариться, если названные невезунчики просуществовали в среднем всего четыре года и были сыграны по театральным меркам ничтожно малое количество раз?!

А может, они впали в немилость ещё и потому, что заставляют зрителя думать, а это не особенно в моде сегодня? "Жанна" была поставлена по пьесе молодого и популярного ныне драматурга Ярославы Пулинович, "Варвары" и "Лес" - по произведениям классиков Максима Горького и Александра Островского.

Что ты наделала, Жанна?

В июне 2013 года "Жанне" как премьерной постановке было доверено завершить 138-й сезон "Пушки", пребывавшей в ту нелёгкую реконструкционную пору в качестве гостьи на разных сценах.

Закрытие состоялось в Музыкальном театре и было вполне удобным по части оформления сцены, ведь основными декорациями по задумке постановщиков (режиссёр - Никита Рак, художник - Алексей Лобанов) служили кубы - такие многофункциональные ящики, удачно заменявшие, как говорится, и стол и дом. Чем не современно?

А сюжет мелодрамы разве не актуален сейчас, когда нас отовсюду учат, как стать богатыми, успешными и счастливыми? Жанна - главная героиня пьесы - личность зрелая, волевая, хорошо ориентирующаяся в жизни, всего, казалось бы, добилась.

И что же? Почему в одну минуту улетучилось счастье, как только она узнала, что молодой избранник уходит к девушке-студентке? Зачем же так ожесточилось сердце взрослой женщины, хлебнувшей трудностей и горя?

Охваченная горечью очередной потери, она забывает, что любила этого доброго провинциального парня, и в отместку готова всячески причинить ему боль. Спрашивается: была ль любовь?

И вообще - умеем ли мы, сегодняшние, любить? Мы, кого уже приучили навеличивать себя не иначе как любимыми. Многие так и говорят: "Могу же я побаловать себя любимую(ого)". Дескать, прежде чем возлюбить другого, надо вначале на себя обратить внимательный взор.

Увы, всё чаще он на собственном "я" так и задерживается: эго растёт, можно сказать, раздувается, а взор на ближних, окружающих всё мельчает. А если мы и взираем на кого-то любовно, то непременно должны при этом понимать, какую пользу, выгоду от чувства к данному субъекту получим. И ежели выгоды больше нет - извольте получить сдачу.

Вот и Жанна-предприниматель лихо освоилась в мире товарно-денежных отношений, уж она-то знает в них толк. И в личных делах 50-летняя бизнесвумен находчива и предприимчива: в считаные минуты даёт распоряжения по поводу только что любимого, а теперь уже ненавидимого человека.

Она, владелица магазинов, самостоятельно добившаяся денежного благополучия, привыкла ценить только свою собственность, и к сотрудникам, и к любимому человеку относится как к вещам - и если уже он ей не принадлежит, то пусть пропадает. Ату его!

Вспомнились картинки из начала 90-х, когда женщины ухватились за предпринимательскую деятельность как за соломинку. Не могут дамы ослабить своего доминирования и сегодня. Одержимые стремлением к материальному успеху и самостоятельности, представительницы слабого пола с готовностью сели за руль в прямом и переносном смысле.

Но что несёт с собой захваченный штурвал? Рвётся тонкая женская сущность, коверкается женская природа, которая велит ей подчиняться, уступать и быть хозяйкой в доме, но не хозяином!

Жанна в блестящем исполнении заслуженной артистки России Людмилы Михненковой вызывала и жалость, и сочувствие, и неприязнь одновременно. Стремящаяся к любви, она, по сути, сама её и растаптывала. Не умея прощать и давать свободу, сеяла месть и вражду.

Интересных ролей лишились Виталий Козырев (Андрей), составивший главной героине достойную пару; заслуженный артист России Эдуард Михненков (Виталий Аркадьевич), удивительно тепло и убедительно рассказывавший о любви к маленькой дочурке; Анастасия Медведева (Катя), сыгравшая молоденькую, но уже небесхитростную соперницу бизнес-леди.

С "Жанной" мне проститься не довелось, а с двумя другими - посчастливилось.

Горький погорячился

Перед началом спектакля на сцену вышел главный режиссёр театра, он же постановщик "Варваров", Олег Рыбкин. Не скрывая волнения, мягко напомнил о вынужденном прощании со своим детищем, что прибавило особого настроя перед просмотром. А уж когда развернулось действие, внимание зала было полностью поглощено событиями, разыгрываемыми сплочённой артистической командой.

Стоит напомнить, что "Варварам" тоже выпала нелёгкая доля: постановка готовилась, когда театр ютился на разных площадках, и премьера его состоялась на сцене Дворца культуры "Правобережный" в конце 2012 года. Тогда это было настоящей победой - в непростых условиях выдать новый творческий результат, где занята к тому же большая часть труппы!

Рецензий в прессе появилось много, и в целом неплохие. Кроме того, отдельные актёрские работы отмечены на фестивале "Театральная весна - 2013". Так, хрустальных масок в категории "драматический спектакль" удостоены Яков Алленов - за лучшую мужскую роль (Цыганов), народный артист России Алексей Исаченко - за лучшую мужскую роль второго плана (Головастиков).

Однако не только члены жюри, но и активные зрители раздавали исполнителям пусть не призы, но комплименты. Заслуженным артистам России Сергею Селеменеву - за роль страдающего Монахова и Владимиру Пузанову, точно сыгравшему "Дунькиного мужа, личность неопределённую". Данилу Коновалову - за образ преданно влюблённого доктора Макарова, а также искренней и милой Екатерине Мишаниной, проницательной Ольге Белобровой. Да и всем остальным, кто участвовал в этой сложной работе.

И в прощальный вечер, как и следовало ожидать, артисты не экономили ни сил, ни нервов, стараясь донести до зрителей истории своих героев и органично вплести их в общую канву постановки.

Здесь можно рассуждать и про любовный... не треугольник даже, а многоугольник. И про то, откуда ноги растут у казнокрадства. И про взаимоотношения в семьях, в обществе. На все эти мысли мог навести "отживший" театральный материал.

Эпиграфом к программке, сопровождавшей спектакль, был выбран комментарий автора "Варваров": "Я думаю, что русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы изучающей цепкость, стойкость к жизни...".

Мне кажется, что Горький сильно погорячился, поэтому цитату классика хочется оспорить. Русскому народу, очень душевному и щедрому, свойственно всё слишком усугублять, действовать с размахом и максимализмом. А конкретно русскому человеку, несмотря на его тягу к коллективности, характерно чувство одиночества, склонность к философствованию, самоедству и стремление к вымышленным идеалам.

Так и одна из главных героинь пьесы Горького Надежда Монахова (исполнила Анна Домникова) стреляется в отчаянии от безответного чувства к приезжему инженеру Егору Черкуну (Дмитрий Корявин). Сейчас пускать в себя пулю не принято, к счастью. Но сколько разбитых сердец и расколотых жизней вокруг, сколько людей, стреляных изнутри...

Кстати, о приезжих инженерах, внёсших якобы разлад и сумятицу в привычное течение жизни уездного городка. Они ничем не хуже и не лучше местных жителей. Основных и самых коварных искусителей-варваров надо искать не вовне, а в себе, потому что именно с ними в первую очередь и приходится бороться.

Несчастливцев подарил счастье

Самым светлым и запоминающимся стал для меня, как и для многих других поклонников классики, "Лес" (режиссёр - Сергей Ражук, премьера состоялась в декабре 2011 года).

На сцене не было ничего особо примечательного, кроме большого пня, который превращался то в стол, то в место для свиданий, да маленького аквариума, имитирующего водоём. Из подвешенной картины в огромный задник трансформировался известный живописный шедевр Исаака Левитана "Золотая осень". Однако скудость сценического оформления ничуть не мешала, а может, наоборот, помогала пристальнее вглядываться в происходящее и дорисовывать детали в собственном воображении.

И вот оно - театральное чудо! Ещё позавчера артисты, занятые в "Варварах", жили совсем иными страстями и чувствами, а здесь их почти не узнать!

Так, народный артист России Василий Решетников превратился в отставного кавалериста Бодаева, который и в самом деле "бодается" с окружающими, высказывая свои правдивые и едкие суждения, и, кажется, лишь притворяется тугоухим, не желая слушать то, что ему не нравится.

Яна Няньчук преобразилась хоть и в бедную, но гордую Аксюшу, которая не желает участвовать в лживой комедии, разыгрываемой её мнимой благодетельницей Гурмыжской.

Заслуженная артистка России Галина Саламатова искусно и тонко продемонстрировала актёрские способности помещицы, настойчиво выдающей свою корысть за добродетель. Порой её героиня так увлекалась игрой, что, казалось, и сама верила в свои невинность и чистосердечие.

Яков Алленов купался в возможностях роли зажиточного купца Восьмибратова, задёшево скупающего лес, этакого нового русского. Удачно ему подыгрывал "сын Пётр" - Максим Сарпов.

Заслуженный артист России Виктор Лосьянов представал и автором, и лакеем, и мальчишкой, и в любой ипостаси чувствовал себя как рыба в воде - на то он и Карп!

Нельзя не упомянуть и других актёров, отлично справившихся со своими задачами: это заслуженные артисты РФ Андрей Киндяков (чертовски симпатичный плут-комик Счастливцев), Эдуард Михненков (богатый сосед Милонов, поющий дифирамбы Гурмыжской), Тамара Сёмичева (хитрющая, всё выведывающая Улита-ключница), Владимир Скробан (тоже ещё тот хитрован: гимназист-недоучка, перешедший в статус мужа помещицы).

И всё же главной, центральной фигурой всего этого непростого тернистого действа (на то он и "Лес"!) был Геннадий Несчастливцев в прекрасном исполнении Дмитрия Корявина.

Во-первых, его герой по замыслу автора - само благородство, порядочность, честность, что, разумеется, всегда привлекает симпатии зрителя. А во-вторых, и это значительно важнее, Дмитрий по-настоящему сроднился с образом бродячего артиста-трагика дворянского происхождения.

Такое впечатление, что роль написана специально для него - актёра, имеющего и стать, и манеры, и голос приятный, и то самое благородство, достоинство, которое очень сложно или даже невозможно изобразить.

На мой взгляд, это была лучшая, красивейшая роль Дмитрия из имевшихся в его репертуаре до недавнего времени. Наверное, оттого он так жарко, истово и самозабвенно (поистине, как в последний раз!) играл в прощальном спектакле...

Эпидемия наступает

Чтобы как-то скрасить процедуру прощания, театральное руководство постаралось внести тёплые краски: вступительное слово в начале, розы в финале - для вручения цветов были привлечены зрители, что выглядело очень по-доброму и благодарно (нужно чаще самим приходить в зал с букетами!).

Конечно, жаль, что многие артисты и мы, публика, так скоро расстались с полюбившимися героями, которые нас не просто забавляли, в отличие от участников лёгких комедий, а заставляли думать, грустить, проводить параллели с собственным поведением и становиться, хочется верить, чуточку добрее и чище.

И хотя директор драмтеатра Пётр Аникин, предваряя начало "Леса", пообещал, что через несколько лет, быть может, появится новая постановка по этой пьесе, но кто же знает, как всё сложится дальше. Не случится ли так, что развлекательный вирус окончательно заразит российскую сцену и вытеснит с неё шедевры классики или изменит их с тяжёлыми осложнениями - до неузнаваемости, что и происходит уже повсеместно.

Распространению вредоносного вируса находится веское объяснение - у населения, мол, подавлен иммунитет от бескультурья, и уровень культуры продолжает падать. Но кто же в таком случае будет спасать духовное здоровье зрителя, если не культурные учреждения, не театры? Кто возьмётся прививать чувства вкуса и меры?

Красноярский рабочий

Светлана ШИДЛОВСКАЯ

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.