143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Любовь и преступление
31 октября 2016 г.

Если кто-то скажет, что Достоевский сплошная скука, сводите его в Красноярский театр имени Пушкина на новый спектакль. Пусть он убедится, что программное школьное произведение “Преступление и наказание” не занудная мораль, рассказывающая о том, что убивать пожилых женщин нехорошо, а совсем наоборот — вещь очень динамичная, настоящий психотриллер.

Новая постановка театра драмы “Преступление и наказание” — работа приглашённого режиссёра из Москвы Александра Огарёва. Ученик легендарного Анатолия Васильева славен своими спектаклями не только в России, но и за границей. Среди многих призов и наград Огарёва имеется и “Золотая маска”, которую он получил за экспериментальную оперу “Гвидон” по произведениям Хармса.

В этот раз режиссёр решился взяться за “батюшку нашего” Достоевского. Точнее, опыт работы с этим произведением у Огарёва был — в Хорватии, а вот российские театры брать в репертуар произведения классика не спешили. Красноярский театр осмелился первым. И, думаю, не пожалел: спектакль получился пронзительным, ярким и современным, про нас и сегодняшнее время.

На сцене почти нет быта — серого, грязного. Всё очень условно. Квартира старухи-процентщицы (Галина Дьяконова), где и произошло злодеяние, легко трансформируется во что угодно — от петербургской улицы до комнаты-столовой следователя Порфия Петровича (Борис Плоских), где он угощает-уговаривает-путает Раскольникова (Станислав Линецкий). Словно режиссёр желает сказать зрителю: не столько голод и нищета заставила взять Раскольникова топор в руки, а идея, наполеоновская гордость — “Тварь я дрожащая или право имею?.. Я только попробовать сходил…” Он и правда попробовать сходил, бьёт старуху без истерики, злости, а словно в каком-то наваждении, как в кошмарном сне, который длится долго-долго, а потом перетекает в ужас наяву. Надо сказать, что Станислав Линецкий довольно похож на литературного персонажа Достоевского: худой, тонкий, в начале — деспотично-надмененный, в конце — измученный, почти сумасшедший.

Он бьёт старуху без истерики, злости, а словно в каком-то наваждении, как в кошмарном сне, который длится долго-долго, а потом перетекает в ужас наяву.

Да и как не сойти с ума в этом абсурдном мире. Мёртвая старуха является где и когда угодно. Сначала скромно так, по-домашнему, в чепце и шали, а потом уж и вовсе в образе пиковой дамы — высоком белом парике и кринолине. А вместе с ней поющие-страдающие то ли фурии, то ли русалки… И духовой оркестр, как в фильмах Феллини, гордо шествуют через сцену — то туда, то сюда. И ещё птицы, много белых птиц, которые словно совесть преследуют героя, не дают покоя. А это уже из других ужасов — хичкоковских.

Два человека борются в этом мире за Раскольникова — Порфирий Петрович и Сонечка Мармеладова. Порфирий Петрович в исполнении Бориса Плоских похож на, первый взгляд, на следователя из советских фильмов: этакий живущий службой интеллектуал с бутылкой молока и батоном. Такой простой и справедливый. Но все намного сложнее: он провокатор, альтер эго Раскольникова, внутренний голос, который не даёт ни минуты покоя. Он постоянно рядом (то ли ангел, то ли чёрт за плечом): интригует, забалтывает, уговаривает, пугает. И делает это очень изящно, лицедействуя и импровизируя, словно играет джазовую мелодию. Это интеллектуальная часть битвы за Раскольникова. За душу же бьётся Сонечка (Анастасия Малеванова). Она совсем девочка, никакая грязь не пристаёт к ней. Её вера в Бога столь велика и глубока, что придаёт ей силы, по меньшей мере, чтобы спасти двоих, про воскресение Лазаря она читает как самую прекрасную быль, веря в каждое слово священного писания. И она спасает Раскольникова, потому что такая любовь не может не спасти. Убийца идёт и кается, а любовь Сони словно нить Ариадны, выводит его из ада, которым был он сам.

ИСТОРИЯ

Роман Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. По одной из версий сюжет для “Преступления и наказания” был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова — раскольника, представителя купеческой семьи, убившего в 1865 году двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор. Преступник вынес из квартиры деньги и ценные вещи. Писатель был знаком со стенографическим отчётом по этому делу.

 Городские новости

Марина ЯБЛОНСКАЯ Фото: Петр ШЕВЧУК

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2017 г.