144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Порнотриллер вместо Пушкина
21 сентября 2016 г.

Григорий Тростянецкий вставил в постановку по «Пиковой даме» монологи из Достоевского

Тема романа «Преступление и наказание» Достоевского получила неожиданное продолжение. Я посетил спектакль «Дама ПиК» в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина и, к своему удивлению, услыхал со сцены во втором акте куски монологов персонажей знаменитого романа Достоевского.

Ставил спектакль прибывший из Санкт-Петербурга режиссер Геннадий Тростянецкий по пьесе, которую сам написал совместно с неким П. Смирновым по мотивам «Пиковой дамы» Пушкина.

Сюжет спектакля демонстрирует явную нелюбовь авторов к Пушкину, поскольку даже стремление растянуть постановку на три часа не заставило их прочесть ничего дополнительного о российском классике или из его произведений: авторы засунули в небольшую историю военного инженера, одержимого тайной трех карт, весь объем школьных и обывательских знаний о Пушкине.

То есть престарелая графиня вдруг начинает декламировать письмо Татьяны к Онегину; один из второстепенных персонажей восклицает «Ай да Германн, ай да с… сын!»; а сам Германн цитирует строки: «Опершись ж… о гранит с мосье Онегиным стоит» (понятное дело, что обсценные слова в спектакле не купируются, а произносятся громко и радостно).

Но всего этого оказалось маловато для трех часов, а сократить постановку режиссеру, очевидно, мешало самомнение. Так что во втором акте, ближе к финалу, уже начинаются цитаты из Достоевского. Пушкинская Лиза вдруг превращается в Сонечку Мармеладову Достоевского и принимается рассуждать о покаянии и возмездии, а Германн разражается раскольниковским монологом на тему «тварь ли я дрожащая или право имею».

Вообще с характерами пушкинской эпохи режиссер явно не дружит, не понимает психологии российского дворянства первой половины XIX века, поэтому офицеры ведут себя на сцене то как мафиози в подпольном казино, то как братки на разборке (да, в спектакле ведь присутствует и дуэль).

Конечно, современному человеку трудно понять холодную сдержанность дворянина прошлых эпох, его понятия о чести, требовавшие учтивого отношения даже к врагу. Куда ближе и понятнее истеричность персонажей Достоевского, которые, правда, по большей части относятся к низшим слоям мещанства, а потому и ведут себя совершенно иначе.

Отечественный литературовед Григорий Гуковский, помнится, писал о важности понимания психологии пушкинских персонажей: «Зачем, для чего Германн в «Пиковой даме» — инженер, и зачем у него лицо Наполеона, и зачем и почему в нем соединились безумные страсти с холодной расчетливостью? Неужто же все это — случайности, и просто Пушкину захотелось взять да без всякой цели и описать вот именно такого инженера? Нелепая мысль, — и если мы допустим её, то спрашивается, почему нам-то интересно читать о каком-то сумасшедшем инженере, умершем сто лет назад и не оставившем после себя никакого следа в жизни?»

И сам же отвечал на свой вопрос: «Великой победой пушкинского метода 30 годов, его историко-социального реализма было «колоссальное лицо Германна» (Достоевский), действительно мощное типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса проникновения капитализма в самые основы русской жизни. «Пиковая дама» — это повесть, продолжающая и развивающая идейно-тематическое задание «Скупого рыцаря». И здесь и там — в центре произведения титаническая личность, побежденная злом; и это зло не просто моральное зло, метафизически понятое, а зло исторически неизбежное… Это зло — власть денег».

Тростянецкого же, напротив, исторические обстоятельства или психологические глубины не интересуют. Оттого его герои скучны и одномерны. Режиссер оставляет им лишь две эмоции: клоунаду и истерику, так что персонажи на сцене либо кривляются, либо орут. Тенденция, почерпнутая из кинематографа. И даже не из отечественного. Увы, актерам оказывается нечего играть, ибо это уже не театр, а цирк. И это прискорбно, поскольку Красноярский драмтеатр всегда славился своей труппой и силой актерской игры. Но этот редкий в нашей театральной среде ресурс заезжий режиссер предпочел проигнорировать.

История победы денег над личностью человека постановщика совершенно не волнует. Что же волнует Тростянецкого? Ну, конечно же, мистика и эротика. Пушкинское глубокое произведение, в котором фантастические элементы играют подчиненную главной идее роль, Тростянецкий превратил в залихватский порнотриллер: Лиза читает вслух непристойные письма Германна и поджидает его в своей комнате в одной ночнушке, Германн успевает за время спектакля довольно грубо облапить и Лизу, и дряхлую графиню, и чужую жену, введенную в сюжет исключительно ради вульгарной сцены…

Надо сказать, что если судить «Даму ПиК» по меркам порнотриллера, а не по меркам большого искусства, то постановка вполне отвечает требованиям. В ней достаточно «обнаженки» и скабрезностей, присутствуют напряженные и жуткие сцены, полно «мистических» эпизодов с синеватым освещением и таинственной музыкой, предостаточно чертовщины с ожившими призраками. Правда, некоторые элементы, например, фигуры во фраках с масками на лицах, успели поднадоесть еще в девяностые годы.

В целом, считаю, что публика, особенно юная, взращенная на голливудских фильмах и компьютерных играх, оценит постановку на пять с плюсом. Только Пушкина и его произведение из нее можно смело убрать за ненадобностью. Они тут лишние.

Источник 

Дмитрий Косяков

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.