144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Два взгляда на спектакль: розовое платье как пропуск в вечность
17 марта 2016 г.

О предстоящей премьере "Земли Эльзы" в краевом театре драмы было известно немного: вначале на сайте сообщалось, что для новой постановки подбирается необходимый реквизит, затем появился анонс о трогательной любви двух немолодых людей, проливающий свет на содержание пьесы молодого драматурга Ярославы Пулинович. 

Если честно, я побаиваюсь современных пьес, точнее, не жду от них ничего интересного. Поэтому на премьеру попала скорее из любопытства, из желания быть в курсе театральных событий и отчасти, наверное, благодаря внутренней подсказке - интуиции, которая шепнула: "Надо быть!" - и, как водится, не обманула.

Потрясение я испытала уже на первых минутах спектакля: на сцене заметно "постаревшая" Галина Саламатова, которая всегда восхищает,- исполнительница главной роли, Эльзы Александровны. И немудрено, ведь её героине - 76 лет. Актриса, конечно же, значительно моложе, вот потому и удивляешься - как удаётся ей создать такой правдоподобный образ.

Заслуженная артистка России поразительно точно находит ту золотую середину, когда и возраст героини обозначен - походкой, жестами, движениями и так далее, и в то же время она остаётся очень красивой, милой и привлекательной женщиной, почти как в молодости,- об этом по ходу действия вспоминает и сама Эльза, и хор деревенских подружек-пенсионерок, по-прежнему завидующих её красоте и непохожести на других.

Не случайно именно на Эльзу обращает внимание бывший городской учитель географии Василий Игнатьевич (в прекрасном исполнении народного артиста России Алексея Исаченко), купивший дом в деревне, где так мало новостей и событий. Одно из последних - Эльза схоронила мужа, с которым прожила много лет вынужденно, без любви, и ничего хорошего от него не видела - ни подарков, ни простых поцелуев. Поэтому сейчас она, настрадавшаяся с самого детства русская немка (вот откуда такое редкое имя в обычной деревне), отказывается изображать убитую горем вдову, чего от неё ждут окружающие - дочь и соседки, а хочет хоть немного порадоваться жизни.

И покупает в городе... красные туфельки на невысоком каблуке. И когда, казалось бы, абсолютно скромное житейское желание осуществляется, происходит первое маленькое чудо: алые туфельки, как жарки, горят на её аккуратных ножках и сразу преображают деревенскую женщину, одетую в серую просторную одежду.

Эти туфельки уже означают, что жизнелюбивая стойкая Эльза вступила в новый этап своей жизни - более яркий и обнадёживающий. Правда, розовое платье, которое подарил ей заботливый 72-летний жених, тоже вдовец, не испытавший ранее семейного счастья, так и висит пока, как говорится, ненадёванное. А вокруг кипят страсти.

Дети пожилых влюблённых озабочены наследством: если старики и в самом деле поженятся, то кому достанется жильё, когда с одним из них что-нибудь случится?..

Как же происходит, что у честных, порядочных, добрых родителей такие эгоистичные и приземлённые дети? Они словно из разных миров и даже говорят на другом языке. Если Василий и Эльза общаются, как молодые влюблённые,- ведут возвышенные беседы, трепетно прикасаются друг к другу, смущённо целуются, слушают шум дождя на чердаке, собираются посадить розы,- то их взрослым детям не до подобных "глупостей".

И разговаривают они обрывисто, резко, грубо. "Заткнись", "Упрячу в дурку",- твердит дочь Эльзы Ольга (заслуженная артистка России Наталья Горячева). "Я хорошо знаю эту жизнь",- уверяет невестка Василия Игнатьевича Изабелла (Виктория Болотова), как будто это она прожила более семидесяти лет и испытала трудности, лишения и голод...

Сын учителя-пенсионера Виктор (Дмитрий Борков) тоже хорош. Сначала пытается найти выход из ситуации и даже готов отправить "молодожёнов" в заграничное путешествие по путёвке - лишь бы отец не продавал квартиру, но потом, махнув рукой, пускает всё на самотёк - пусть разбираются женщины, его жена и дочь той "вертихвостки". И они разбираются, вплоть до драки.

Их тоже можно понять, ведь они беспокоятся не только о собственном материальном благополучии, но и о будущем своих наследников. Но думают ли эти героини о том, что ждёт их, когда наследники вырастут? Станут ли они считаться с их чувствами, мечтами и надеждами? Или все мечты будут ограничены коварным и засасывающим материально-бытовым кругом?.. Именно в нём легко ориентируется городская Изабелла, прикрываясь мнимой добродетелью.

Дочь Эльзы - простая и открытая. Деревня! Хамоватая, ограниченная и порой даже отталкивающая, она тем не менее вызывает сочувствие, особенно когда ползёт на коленях к матери, умоляя её не выходить замуж: "Нам же хорошо вместе, мама?!" Наталья Горячева умело создаёт запоминающийся образ.

Да что говорить! Практически все роли интересные, своеобразные. Чего стоит хор деревенских подружек, которые сегодня приголубят и посочувствуют - когда несчастье, а завтра осудят - когда произойдёт нечаянная радость. Не в беде познаются друзья, а в радости!

Причём хор - не просто на словах, актрисы (заслуженные артистки России Светлана Ильина, Светлана Сорокина, а также Галина Дьяконова, Лариса Селеменева) действительно поют, украшая действие, делая его более колоритным, узнаваемым, приближенным к жизни.

Никаких спецэффектов, сверхъестественных декораций и особых театральных приёмов, но довольно продолжительный по времени спектакль смотрится на одном дыхании. Здесь всё так связано и опутано, что невольно напоминает нити проводов - как на сцене. Переплелись самые разные темы: обнадёживает поэтическая - "любви все возрасты покорны", но крепко держит вечная - отцов и детей. Поднимает над обыденностью настоящее чувство, но жёстко опускает на землю материальный интерес. Чистоте и наивности противостоит расчётливость, давит прошлое, не позволяя изменить настоящее.

Финал этой трогательной истории печальный, но одновременно очень светлый, доказывающий, что вопреки всему любовь бессмертна и недосягаема для посторонних - слишком большая у неё высота.

Приятно осознавать, что красноярский театр одним из первых в стране поставил новую (2015 года) актуальную пьесу, тем самым пригласив своих зрителей задуматься над важными вопросами: как мы живём сегодня, что делаем для своих родителей, какой судьбы желаем детям и внукам. И вообще - на что мы тратим собственную - такую короткую - жизнь? На какие блага её расходуем?..

Светлана Шидловская

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.