143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Короткая, как вспышка ракеты
29 мая 2015 г.

В своё время сам Никита Михалков хотел экранизировать повесть “Пастух и пастушка” Виктора Астафьева. Но сибирский писатель не дал добро именитому режиссёру. Отказал, потому что очень трепетно относился к своему произведению. Спустя много лет разрешения на театральную постановку добился главный режиссёр Минусинского драматического театра Алексей Песегов.

“Мы были знакомы с Виктором Петровичем: он несколько раз приезжал в Минусинский театр, в том числе на премьеру спектакля “Черёмуха” по его пьесе, — рассказывает Алексей Песегов. — Уже тогда я думал, что, возможно, когда-нибудь мне удастся поставить “Пастуха и пастушку”. Но только после смерти Виктора Петровича я попросил разрешение на инсценировку и постановку у его вдовы Марии Семёновны, и она дала согласие, но с одним условием: у героя должны быть тонкие черты лица, например, как у молодого Куравлёва”.

Спектакль “Пастух и пастушка” поставил в Красноярском театре драмы имени Пушкина. Историю о любви и о войне режиссёр и актёры посвятили 70-летию Великой Победы. Это событие — постановка знакового произведения красноярского писателя-фронтовика на сцене одного из лучших театров Сибири — стало важным для культурной жизни региона. Премьерные показы “Пастуха и пастушки” состоялись в минувшие выходные.

В спектакле два плана. Один — батальный: бои, перестрелки, рукопашные схватки, второй — лиричный, о любви хуторянки и лейтенанта. Надо сказать, что воссоздать военные действия режиссёру и актёрам помогла сценическая техника, которым старейший театр Красноярска оснастили во время реконструкции. Новая-старая сцена в качестве приданого получила современное театральное оборудование — от световых приборов до различных подъёмников, мобильных модулей и так далее. Всё это мастерски использовано в спектакле. Некоторые сцены боёв получились как в кино. Вспышки ракет, взрывы, пулемётная очередь — всё почти как по-настоящему. Подвижные модули помогли разграничить, зонировать сценическое пространство. Вот ожесточённо бьются наши бойцы и фашисты, стрельба, грохот, взрывы. И уже через пару секунд перед нами — изба главной героини Люси, которые взяла советских воинов на постой: как бы из-под земли появляются предметы домашнего интерьера: стол, кровать, этажерка с книгами…

“Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мёртвых, било их осколками… Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час”.

Но спектакль, как и сама астафьевская повесть, не только и не столько про героические сражения. “Пастух и пастушка” повествует о самом хрупком и дорогом в человеческой жизни — о любви. “Проза Астафьева — это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере”, — отмечает известный критик, писатель Валентин Курбатов. Виктор Астафьев один из первых писателей разрушил сложившиеся в советское время каноны изображения и представления войны, рассказал о ней жестокую правду, утверждая право автора-фронтовика на память о “своей” войне. Его военные произведения объединяет одна общая тема противостояния созидательной силы любви и разрушительной силы войны.

Повесть “Пастух и пастушка” — о молодых людях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы. Худенькие, очень молоденькие главные герои, но уже хлебнувшие горя, узнавшие страшную правду о войне и жизни Люся (актриса Анастасия Малеванова) и Борис (актёр Никита Косачёв) пытаются укрыть от чужих глаз и разрывов снарядов своё первое и, как оказалось, единственное светлое чувство. Главный лейтмотив спектакля — противопоставление детского воспоминания лейтенанта Бориса Костяева о театре с колоннами и сиреневой музыкой, о безмятежной любви юных пастуха и пастушки с ужасами реальной жизни — об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, пытавшихся в свой последний час закрыть друг друга от смерти. Короткая, как ракетная вспышка, любовь будет сопровождать и молодых героев до конца жизни. Борис умрёт скоро — в санпоезде от тоски и раны, а Люся пронесёт своё чувство через всю жизнь, найдёт одинокую могилу любимого через много лет. Война — самое страшное и антигуманное изобретение человечества. Она подарила любовь, и она же отняла её. И людям нужно сделать всё возможное, чтобы война ушла из нашей жизни навсегда.

В тему

Виктор Петрович Астафьев ушёл добровольцем на фронт в 1942 году. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Награждён Орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За освобождение Варшавы”, “За победу над Германией”.

 

 

Нина ГРАДОВА, «Городские новости»

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.