144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Как найти драматурга
29 мая 2015 г.

Дискуссии о том, есть ли в нашей стране современный драматургический материал для театров, ведутся давно и постоянно. Кто-то утверждает, что золотой век российской драматургии остался в прошлом. Что ещё не появились авторы, которые по дарованию и мастерству приблизились к уровню Розова, Арбузова, Володина, Вампилова…

Но есть и другое мнение — достойные авторы и пьесы на актуальные темы сегодняшнего дня есть, их только надо разглядеть, услышать. Причём талантливые молодые драматурги далеко не всегда обитатели столичных городов — Москвы и Питера. Пример тому екатеринбургская драматургическая школа, которую создал Николай Коляда. Пьесы Коляды идут по всей России и за границей, вслед за ним и его ученики уверенно вливаются в ряды театральных авторов — Пулинович, Сигарев, Богаев, Батурина… Конечно, до колядовской индустрии по выпуску драматургов Красноярску далеко. Но всё же таланты, умеющие услышать пульс своего времени, имеются и у нас.

Восьмой раз в Красноярске прошел фестиваль современной драматургии “Драма. Новый код” (ДНК). Проект ДНК рассчитан на зрителей, интересующихся современной драматургией и новыми процессами в литературе, на профессионалов и любителей театра. Основные цели ДНК — знакомство сибиряков с драматургическими новинками современных авторов, с новым поколением режиссёров, а также привлечение драматургов региона к общероссийскому театральному процессу, представление их пьес на профессиональной сцене. ДНК проходит в виде театрализованных прочтений пьес на площадках Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. Над пьесами вместе с коллективом театра работают приглашенные из разных российских городов и зарубежья режиссёры. После читок — обязательное обсуждение увиденного драматургического материала. Профессиональную оценку пьесам дают театральные критики, журналисты, режиссёры, актёры, участвуют в дискуссиях и зрители. Во время фестиваля театры и режиссёры получают возможность увидеть, услышать, понять современных авторов и подобрать пьесу для собственного репертуара.

Второй раз в рамках ДНК проходит региональный конкурс драматургов. Авторы старше 14 лет, живущие в Красноярском крае, имеют возможность представить на суд экспертов свои сочинения. “Нам было интересно посмотреть, пишут ли люди в нашем городе и крае, как-то простимулировать людей к созданию текстов для театров, — говорит сокуратор фестиваля Наталья Дубашинская. — В этом году на конкурс прислали 35 пьес, из которых эксперты выбрали три лучших”.

В этом году эксперты выдели пьесы “Всё будет хорошо” Василия Алдаева, “Железяка” Максима Го. В тройке лидеров и призёр прошлого сезона Владимир Зайцев с “Пряничным инвалидом” (в 2014-м Владимир Зайцев занял первое место с пьесой “Все оттенки голубого”). Бонусы для победителей следующие. Читка “Всё будет хорошо” была срежиссирована худруком фестиваля ДНК и главный режиссёром пушкинского театра Олегом Рыбкиным и представлена зрителям. Также все пьесы будут опубликованы на сайте ДНК. А это значит, что эти тексты стали доступны для режиссёров, ищущих материал для новых постановок.

ДНК проходит в виде театрализованных прочтений пьес. После читок — обязательное обсуждение увиденного драматургического материала. Оценку пьесам дают театральные критики, журналисты, режиссёры, актёры и зрители.

Любопытно, что пьеса Василия Алдаева была уже отмечена на столичном престижном фестивале современной драматургии “Любимовка-2014”. Она вошла в шорт-лист и была показана на московской сцене. “Всё будет хорошо” стала одним из самых ярких дебютов фестиваля молодой драматургии “Любимовка” прошлого года, — отмечает Анна Банасюкевич, театральный критик, куратор фестиваля “Любимовка”. — Теперь этот текст победил в драматургическом конкурсе ДНК. Вряд ли это совпадение — пьеса молодого автора из Красноярска, очевидно, выбивается из общего драматургического пула последних лет: в отличие от многих текстов, попадающих на конкурсы, “Всё будет хорошо” написана не в реалистической манере. Впрочем, и абстрактный абсурдизм этой пьесе тоже несвойственен. Подобно Борису Виану, Алдаеву удалось создать свою систему метафор, свой способ рассказать о мире, увидеть окружающую действительность глазами своих героев. Описанный мир полон загадок, скрытых мистических связей, таинственных знаков. Герои Алдаева отчаянно одиноки — но их одиночество в городе скорее экзистенциально, нежели социально. Случайные встречи, странные разговоры, поиски чего-то неформулируемого, безотчётное стремление к счастью — из этого состоит жизнь персонажей. Автор готовит читателей или зрителей к неизбежной трагедии постепенно, почти незаметно, рифмуя беспечность своих героев с нашей растерянностью от внезапно жестокого финала”.

Досье

Василий Алдаев. Родился в 1990 году. Главный редактор первого сибирского матового журнала о своевременной культуре “КОЛКО”, поэт, драматург. Начал заниматься драматургией с 2010 года, на данный момент написано пять пьес крупной формы и ряд миниатюр. 2012 год — читка пьесы “День Победы” в рамках серии мероприятий “Хип Холл” (КИЦ). 2014 год — шорт-лист фестиваля молодой драматургии “Любимовка”-2014 (пьеса “Всё будет хорошо”). Читка пьесы “Всё будет хорошо” в театре “Вспышка”. 2015 год — лонг-лист третьего конкурса новой драматургии “Ремарка” (пьеса “Действующие лица”).

Нина ГРАДОВА, «Городские новости»

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.