144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Все люди — братья-близнецы, или Вампилов в эпоху постмодерна
09 апреля 2010 г.

В драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась премьера комедии Александра Вампилова "Старший сын".

Замысел режиссёра-постановщика Олега Рыбкина помогали осуществлять художник Игорь Капитанов, художник по костюмам Фагиля Сельская, художник по свету Дмитрий Зименко (Митрич), режиссёр Никита Рак и, конечно же, коллектив актёров во главе с народным артистом России Алексеем Исаченко, сыгравшим роль Сарафанова. Кстати, более сорока лет назад молодой Алексей Исаченко был первым исполнителем роли Бусыгина в Иркутском театре драмы имени Охлопкова.

А мне довелось в ту же пору увидеть "Старшего сына" на сцене Красноярского ТЮЗа — это была одна из первых в Союзе постановок ставшей позднее знаменитой пьесы Вампилова. Перед началом нынешнего спектакля мы обменялись воспоминаниями с заслуженной артисткой России Галиной Елифантьевой, ветераном ТЮЗа. "Ах, какой замечательный был тот спектакль!.. — ностальгически вздохнула Галина Вениаминовна. — Сколько в нём было свежести, новизны..."

Прошли годы, десятилетия, мы живём совсем в другой стране — и вот, почти полвека спустя, забавная и трогательная пьеса Вампилова вновь на красноярской сцене. И снова перед нами разыгрывается анекдотическая ситуация, помогающая раскрыть суть человеческих характеров. Вроде бы текст тот же, авторский, и актёры почти все хорошие, и режиссура оригинальная, современная — но вампиловское очарование во многом ушло, испарилось. Мне могут сказать: ничего удивительного — в эпоху постмодерна всё зыбко, всё относительно, любой пафос смешон, все идеи скомпрометированы. Вот в спектакле всё и окрашено иронией — и сценография с бегающей туда-сюда игрушечной электричкой, и подчёркнутая условность игры актёров, которые произносят вслух авторские ремарки. Да и юные персонажи, которых они играют, двоятся, мерцают (как на японской открытке "Мадам Мигни") — ибо каждого из этих персонажей играют по два актёра. Словно каждый из них не уверен в себе, не завершён как личность и нуждается в близнеце-клоне.

Смотреть на это забавно, но сопереживания не получается, и воспринимаешь спектакль больше разумом, нежели сердцем. Кроме нескольких эпизодов, где прорываются и чистый юмор, и наивное простодушие, и мальчишеская влюблённость, и отцовская обида. Все в спектакле двоятся — кроме Сарафанова, кроме отца. Он один в этом мире двойников — человек цельный, определённый, несмотря на все свои слабости и несбывшиеся мечты. Он не сдаётся и не лукавит, он остаётся самим собой. И не такой уж он неудачник, хотя и не стал настоящим композитором и большим музыкантом, а вынужден играть на похоронах и танцах. Всё равно он остался непобеждённым! И таким его играет Алексей Исаченко. Ему мы сочувствуем и сострадаем, горячо и безоговорочно.

Вот и получается, что никакой постмодерн с его тотальным скепсисом и иронией, с его расщеплённым релятивистским сознанием не может сокрушить простого, обыкновенного человека, если этот человек — цельная личность.

В спектакле звучит много мелодий, популярных в те годы. Забавную частушку-пародию поёт курсант, будущий лётчик: "Первым делом мы испортим самолёты, ну а девушек, а девушек — потом!.." Не раз появляется струнный ансамбль юных скрипачек, создающих атмосферу иронической ностальгии. А в финале выходят парами все персонажи и одиночка Сарафанов — и поют наивную и трогательную песню Давида Тухманова "Как прекрасен этот мир!" Чего тут больше — иронии или печали, тоски по прошлому или насмешки над ним? И то и другое, наверное...

А мне эта песня вдруг показалась фрагментом той самой оратории "Все люди — братья", которую много лет сочинял бедолага Сарафанов, да так до конца и не сочинил.

Эдуард Русаков, Красноярский рабочий

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.