143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

ЕКАТЕРИНА НЕИСТОВАЯ, БАБА КАТЯ…
12 января 2015 г.

 

Не стало Екатерины Ивановны Мокиенко. Народная артистка РФ, ведущая артистка Красноярского драмтеатра им. А. С. Пушкина скончалась на 94-м году жизни.

Она была из тех, о ком на театре говорят «не мыслила себя без сцены». Играла без малого почти до 90 лет. И дальше продолжала бы работать, если бы не сразил внезапный недуг — инсульт. Екатерина Ивановна болезней никогда не боялась — и со сломанными ребрами приходилось играть, и с сердечными болями. И, как сама она с удовольствием не раз любила говорить, стоило только ей выйти на сцену — ни высокой температуры не ощущала, ни одышки. Но в этот раз болезнь оказалась сильнее актрисы… В ее последний бенефис, посвященный 90-летию, Мокиенко вывозили к зрителям на инвалидной коляске. Тело, речь уже отказывались ей подчиняться. И только глаза выражали упрямое несогласие с физической немощью — она не признавала, отказывалась принять свою неспособность выходить на любимую сцену. Ту самую сцену, которую ей когда-то пришлось завоевывать.

Е. Мокиенко с мужем Е.  Гельфандом.
Фото — архив театра.

Красноярскому театру имени Пушкина она отдала больше 40 лет. Приехала вместе со своим мужем Ефимом Гельфандом, которого в конце 60-х пригласили сюда главным режиссером. Екатерине Мокиенко, у которой к тому времени за плечами было больше 20 лет службы в новосибирском «Красном факеле», а потом в театрах Норильска и Воронежа, пришлось вновь доказывать свою профессиональную состоятельность.

«За моей спиной был шепоток: ну-ну, посмотрим, что за птица к нам пожаловала, — смеясь, вспоминала Екатерина Ивановна свой приезд в Красноярск. — Ах так, думаю? Ну ладно, я вам покажу! И в первом же спектакле „Человек со звезды“ сыграла одновременно семь ролей: сестру главного героя и всех его жен, от гонщицы до проститутки. Едва успевала убежать переодеться за кулисы, как вновь нужно было выходить на сцену, в новом обличье. А публика всякий раз гадала — та же самая артистка или другая? В общем, зрители меня приняли на ура. И в театре сразу зауважали: приехала актриса, а не жена главного режиссера».

Уважение сохранилось на годы. И Мокиенко не подводила своих поклонников. Законченное театральное образование она так и не получила — помешала война. Но свои университеты Екатерина Мокиенко прошла в «Красном факеле» у Веры Павловны Редлих, ученицы Станиславского. Своего педагога она всегда вспоминала с благоговением. И «Красный факел», «сибирский МХАТ», в который пришла в 1942-м, в разгар войны, потеряв на войне первого мужа, актера этого театра. Что, впрочем, не помешало ей впоследствии уйти из «Факела» — только потому, что не получила там желанную роль. А в Норильске эту самую роль, разведчицы Нилы Снижко в «Барабанщице», как раз предложили… В этом вся Мокиенко — в работе она была неистовой, ей всегда хотелось новых и новых ролей.

Уже к концу сценической карьеры в репертуаре Екатерины Ивановны было самое большое количество главных ролей в театре — мать в «Последнем поклоне» В. Распутина, матушка Муре в «Ма-Муре» Ж. Сармана, бабушка в «Семейном портрете с посторонним» С. Лобозерова, донья Эухения в драме «Деревья умирают стоя» А. Касоны… К концу жизни она порой забывала слова, и партнерам в спектакле всегда приходилось быть начеку и подстраховывать ее нужными репликами. Кто-то из коллег недолюбливал ее за крутой нрав и ярко выраженный характер примы. Но обожавшая ее публика признавала лидерство актрисы на сцене безоговорочно — на спектакли с Мокиенко зрители всегда шли охотно. В этой маленькой хрупкой женщине было что-то поистине магнетическое — она умела держать внимание, в любой роли. Помню, в «Поминальной молитве» Г. Горина у Мокиенко был всего лишь эпизод — она играла мать Менахема. Но когда она выходила в финале и с непередаваемой интонацией произносила свою реплику «Меня в поезде так качало, так качало», — в зале это вызывало неизменные аплодисменты.

Требовательная на сцене, в жизни она тоже отличалась непростым характером. Журналистскую братию воспринимала избирательно: если интервьюер ей не нравился, могла и восвояси отправить, без всякого политеса. Но если человек ее к себе располагал, готова была общаться часами. А потом радушно приглашала не стесняться, заглядывать в гости — на чашку чаю и рюмочку коньяку.

…На бенефис к своему 85-летию пьесу Екатерина Ивановна выбрала сама — питерский режиссер Андрей Максимов поставил к ее юбилею «Деревья умирают стоя» А. Касоны. Как рассказывала актриса, ее привлек характер главной героини, доньи Эухении: «Главное в моей бабушке — внутренняя чистота. Когда она узнает, что ее внук — подлец, прогоняет его без всяких сомнений. Решиться на такое может только очень цельная натура. Нелегкая судьба, непростой характер…» Последняя работа в театре оказалась пророческой — Екатерина Мокиенко, сама пережившая в жизни немало потерь, играла свою собственную судьбу. Такой она и запомнится — маленькая хрупкая женщина с сильной волей, актриса Божьей милостью, Екатерина Неистовая, любимая баба Катя…

Петербургский театральный журнал

http://ptj.spb.ru/blog/ekaterina-neistovaya-baba-katya/

Елена Коновалова

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2017 г.