143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

ЕВГЕНИЙ ЛАНЦОВ: СОВРЕМЕННАЯ ПЬЕСА НУЖНА ТЕАТРУ!
07 октября 2014 г.

Главный режиссёр абаканского Русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова Евгений Ланцов, за короткий срок сумевший со спектаклем "Русский и литература" добиться приглашения хакасского коллектива на национальный фестиваль "Золотая маска" (пусть со знаком "плюс", однако и это в театральном мире считается немалым успехом), приглашён в Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина на постановку лирической комедии "Ба" по пьесе молодого драматурга Юлии Тупикиной.

- Работали ли вы в знаменитом челябинском театре "У паровоза"? - задаю совсем не случайный вопрос, потому что имя Евгения Юрьевича до сих пор находится в списке актёров и режиссёров, внёсших свой вклад в развитие этого легендарного коллектива.

- Фактически это название я и придумал на перестроечной волне. Была поначалу там театральная библиотека "У паровоза" Сергея Ефимова. В ДК железнодорожников работал при этом народный театр "Юность", а в конце восьмидесятых мы поменяли ему название.

Бессменным руководителем этого коллектива ещё с начала шестидесятых годов была Зоя Арсеньевна Александрова, которая недавно, к сожалению, умерла. Пробыл в этом театре я года полтора, участвовал в перевоплощении его в полупрофессиональную студию. От неё потом отделился Новый художественный театр, который сегодня благополучно существует наряду с народным "У паровоза".

- Как же получилось, что коллектив всё-таки выжил?

- Это был замечательный народный театр, хотя всё-таки именно самодеятельный. Несколько лет я свято верил, что это здорово, это свобода творчества, но когда осознал своё юношеское заблуждение, понял, что есть здесь свой потолок, выше которого не прыгнешь,- собрал чемодан и уехал. Почему выжил театр? Наверное, повезло с талантами. Много профессиональных артистов вышло из его стен.

- Некоторое время вы руководили весьма любопытным Камерным театром музея писателей Урала в Екатеринбурге?

- Действительно, отработал в нём четыре сезона. Уникальнейший театр, никакого отношения к писателям не имеющий, кроме того, что находится на территории их музея.

Этот театр построила в конце восьмидесятых, стала его директором и буквально вытащила меня туда из Кемерова, где я работал главным режиссёром, Лидия Александровна Худякова, которая в своё время считалась екатеринбургской Фурцевой.

Она придумала театр классики. Я согласился с этой идеей, хотя взвыл через полтора года, потому что одной классики в театре быть не может.

Конечно, придумано было здорово, но развития не получилось, так как в основе оказался принцип антрепризы. Это тупиковая ветка. Я же стою и буду стоять на том, что репертуарный театр - наше всё, русское достижение. Репертуарный театр - это сила, но с ней надо уметь обращаться, репертуаром нужно охватывать максимальное количество зрителей - от молодёжи до пожилых, от домохозяек до интеллектуалов.

- Что вы стали делать, пресытившись классикой?

- Год занимался театральными лабораториями вместе с критиком Олегом Лоевским, организовал в Челябинске Центр современной драматургии, в котором мы провели три блока читок, а потом министр культуры Хакасии подкупила меня заявлением о том, что в регионе нужен хороший театр. Я поднялся с места и приехал в Абакан.

- За два с половиной года вам удалось добиться значительных успехов. Хакасский спектакль попал на "Золотую маску".

- Думаю, и для Абакана, и для меня это здорово: главное, есть признание, нас услышали, театр хорошо прозвучал, было замечательное обсуждение.

- Вы сегодня полностью ушли в современную драматургию?

- Конечно, нет, хотя современная пьеса - необходимая часть любого театра.

Но и Шекспир когда-то писал для современников, и Чехов, и Островский, и Мольер. Чернила не успевали высохнуть, а их произведения шли на сцене. В кризисные времена это основной способ лечения социальных болезней.

Я даже придумал термин: современная драматургия как технология преобразования театрального пространства. Между прочим, красноярский фестиваль "ДНК" ("Драма. Новый код") - гениально придуманная главным режиссёром пушкинского драмтеатра Олегом Рыбкиным штука! Пьесу можно принимать или нет, но она начинает будоражить общество и жить своей жизнью.

- Однако главный режиссёр театра имени Вахтангова Римас Туминас сказал, что пошлость и невежество всегда примыкают к современности, которая очень боится классики... Есть и такая точка зрения.

- Наверное, он знает одну часть современной драматургии. Есть огромный блок социальных пьес, создающих вокруг себя много шума. Но существует и другой блок, который не кричит о себе. К нему относится, например, "Ба".

Ну какая тут политизированность? Замечательно придуманная молодым драматургом Юлией Тупикиной история. В "Ба" есть пока невостребованная и витающая в воздухе попытка разрешить конфликт поколений между внучкой и бабушкой: у них есть то, что делает их неразрывно единым, но одновременно они находятся в жутком конфликте. Они устанавливают между собой родственные связи - духовные, смысловые. И это очень важно, потому что в наше время многие связи как раз разорваны.

Юлия Тупикина написала с большим художественным вкусом трогательную историю про свою родную бабушку, что чувствуется в пьесе - потому что в ней живым языком рассказано о том, что девушка хорошо знает.

- Но ведь были же и до этого похожие по тематике пьесы, например "Привет, динозавры!" Геннадия Мамлина?

- Миллионы пьес уже написаны. И не только Мамлиным. Однако несмотря на тематическую похожесть, конфликт тут несколько иной и по-иному разворачивается. Многие пьесы были привязаны к своему времени, но не все стали классикой. И это тоже нормально.

- Что нужно, чтобы стать классиком?

- Ничего. Просто писать честно.

- Есть ли для вас какие-то табу при постановке той или иной пьесы?

- Всё, что связано с насилием или призывом к нему, особенно над публикой, сидящей в зале. Мне кажется, это то, что должно быть запрещено не только в театре, но и всюду.

***

Родился режиссёр в Кронштадте в семье военного и прожил в этом легендарном городе лет до тринадцати. Далее был Крым. И нынешнее присоединение полуострова к России Евгений Юрьевич считает праздником, так как ещё в подростковом возрасте у тамошних мальчишек только и разговоров было - когда же Крым опять станет русским? Затем был Урал, где во время получения высшего технического образования, в Челябинске, пришло, похоже, осознание истинного жизненного пути. Настоящим своим учителем Евгений Ланцов, закончивший режиссёрский факультет училища имени Щукина, считает народного артиста России Наума Юрьевича Орлова, чьё имя носит сегодня Челябинский государственный академический театр драмы.

Сергей ПАВЛЕНКО, «Красноярский рабочий»

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.