143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«О любви не говори, о ней все сказано»
24 июня 2013 г.

Первый день лета в Ярославле был ознаменован началом гастролей Красноярского драматического театра имени Пушкина. Сибиряки привезли на родину Первого русского театра добрый десяток спектаклей, подтвердив тем самым серьезность своих намерений – произвести впечатление на взыскательную ярославскую публику.

Наши театры – Красноярский Пушкинский и Ярославский Волковский – роднит долгая история, предшествующая сегодняшней встрече. У каждого из театров она была своя, и несмотря на то, что Красноярский Пушкинский существенно моложе Волковского ( кросноярцы отыграли свой 138-й сезон), изрядным академическим багажом могут похвастать оба театра. Роднит театры и то, что каждый из театров в последние годы возглавил молодой режиссер-реформатор. Ну, как молодой… Как говорила героиня в фильме «Москва слезам не верит» - «После сорока жизнь только начинается». Так что и Олег Рыбкин (идейный лидер Красноярской драмы) и Евгений Марчелли (главреж Волковского), пребывающие в одной возрастной категории, находятся в зените творческого потенциала. И обоих художников волнует одна и та же тема – взаимоотношение мужчины и женщины.

Есть и такой перекресток в линиях жизней наших театров - в прошлом году именно по подмостках Первого русского Олег Рыбкин принимал поздравления: он стал лауреатом Премии Правительства России «За вклад в развитие театрального искусства» имени Фёдора Волкова.

Так вот, о любви. Не удивительно, что именно историей любви – спектаклем, поставленным Олегом Рыбкиным по рассказам Ивана Бунина «Темные аллеи» , Красноярский Пушкинский открыл свои гастроли в Ярославле.

Открытие оказалось тем эффектнее, что ему предшествовал вернисаж выставки заслуженного художника России Елены Мухиной, представившей в холле театра свои «Объекты любви».

Художник спектакля Илья Кутянский вместе с режиссером-постановщиком спектакля Олегом Рыбкиным пригласили зрителей на корабль. Именно на этом символичном «Титанике», придуманном режиссером, пытались спастись от судьбы герои различных рассказов Бунина. Зритель знакомится с героями спектакля постепенно, становясь свидетелем то одной любовной истории, то другой.

… Невольно поймала себя на мысли, что не перечитывала Бунина, пожалуй, с отрочества, когда именно «Темные аллеи» были для многих моих сверстниц дверью в мир непонятных, запретных и столь желанных в юности взрослых отношений, связывающих мужчину и женщину. Как волновало это тогда, и с каким «холодным носом» смотрелось это сегодня в театре. Хотя искренне порадовало, что текст был «родной», бунинский, и то, что создателям спектакля удалось избежать нарочитого осовременивания сюжета, чем подчас грешат постановщики классики. Но несмотря на добротную актерскую игру и некоторые визуальные находки сценографии ( к таковым, безусловно, относится документальная хроника столетней давности, демонстрирующаяся на большом экране, что способствовало созданию нужной ауры), мне, как зрителю, не хватило оригинальности, нестандартности режиссерской мысли. Все мизансцены были предсказуемы, и это существенно снижало ожидаемое эмоциональное впечатление. Затягивала действие и повторяемость – одна история следовала за другой, за ней третья и так далее… Отсутствие драйва, какой-то натянутой струны, естественного ожидания кульминации и развязки (каждая история содержала в себе все, от начала до финала) привело к тому, что финал первого действия многие зрители приняли за окончания спектакля и просто-напросто покинули театр, вежливо поблагодарив актеров аплодисментами. Моя коллега искренне удивилась: «А разве актеры не выйдут на поклон?» и так по-моему до конца и не поверил, что ей предстоит осилить еще второе действие.

На мой взгляд, спектакль красноярцев получился добротно-ровным, сшитым крепко и ладно, но несколько монотонным и скучным. А, может, это наш родной Волковский и его творческий лидер Евгений Марчелли приучили за последние пару лет зрителя к эмоциональной встряске и оплеухам на каждом спектакле.

Уже постфактум, после спектакля, придя домой, я поинтересовалась, что писали мои коллеги после премьеры «Темных аллей» в Красноярске. Мне показалось интересным рассуждение по этому поводу самого режиссера-постановщика Олега Рыбкина. Цитирую (к сожалению, не запомнила издание, откуда вырвала этот абзац):

- Мы назвали спектакль «историями любви», но его также можно назвать и «историями без любви». Это вообще очень сложная тема. И я понимаю, почему наша постановка может вызвать у кого-то отторжение... Знаете, романтизма ведь нет. У Бунина нет совсем романтизма, в том понимании, как мы привыкли. У него либо прагматизм, либо совершенно безысходная история, которая ни к чему не приводит. Это, наверное, самый печальный опыт его жизни, который вылился именно в цикл «Темные аллеи». После выхода этого цикла писателя обвиняли в излишнем эротизме, но это истории, написанные художником, глубоко прочувствовавшим страсть и попытавшимся еще раз вернуться в пережитое.

Вот с жанром спектакля «истории без любви» я согласилась бы скорее. И то, что лично на меня спектакль не произвел должного впечатления, не значит ровным счетом ничего. Наверняка многим почитателям бунинской прозы именно красноярская интерпретация показалась максимально удачной.

Лариса Драч. «Культурная эволюция»

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.