144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Как убивали и спасали Пушкина»
24 июня 2013 г.

Всё начинается с читки
Нынешний фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» очередной раз доказал, что театральный форум - явление, которого ждут и которое полюбилось красноярцам. По большому счёту, ДНК стал неотъемлемой частью культурной жизни Сибири. Впрочем, с каждым годом он расширяет свои границы, сегодня на него съезжаются лучшие авторы, пишущие для театра, не только из России, но и из-за рубежа.

В этом году гостями фестиваля стали Театр им. Йозефа Бойса и Сахаровский центр. Театр им. Йозефа Бойса представляет моноспектакль «Узбек», автором, режиссёром и исполнителем которого является Талгат Баталов. «Узбек» вырос из личного опыта автора. Несколько лет назад Талгат Баталов переехал в Москву из Ташкента. В спектакле история внешней миграции становится историей поиска, взросления и одиночества. Побывал на ДНК и один из самых модных и неоднозначных театров столицы - Театр.doc с постановкой «Толстой и Столыпин. Частная переписка». Владимир Мирзоев поставил в Театре.doc спектакль по пьесе Ольги Михайловой, которая взяла за основу не очень объёмную переписку писателя и премьер-министра. Спектакль «Второй акт. Внуки» Сахаровского центра также стал одним из самых ожидаемых событий ДНК. В основе этого проекта - десять интервью с внуками, а иногда детьми или правнуками людей, которые в случае нюрнбергского процесса над советским режимом были бы с большой вероятностью признаны виновными…

ДНК - это не только презентации пьес, премьерные постановки, но и обсуждение увиденного и услышанного. То есть, по сути, фестиваль - живой организм, настоящая театральная мастерская, где постоянно кипит работа, рождаются новые идеи и проекты. Лёгкость, подвижность, стремление вперёд - характеристика, которую можно отнести к фестивалю «Драма. Новый код». Ведь большинство его участников, авторов и режиссёров - люди молодые, талантливые и влюблённые в театр. Над пьесами вместе с коллективом театра имени Пушкина работают приглашённые из разных российских городов и ближнего зарубежья режиссёры. Современные авторы, как правило, отражают в своих пьесах сегодняшнее время и ситуацию. Новая пьеса очень социальна, она остро реагирует на боль и несправедливость действительности. Причём картина мира подаётся через внутреннее ощущение и восприятие героя нашего времени. Презентации пьес, как правило, проходят в форме сценического чтения. Такая форма подачи текста уже давно стала самостоятельным театральным явлением, которое привлекает всё большую зрительскую аудиторию. Читка позволяет глубже проникнуть в текст, вызывает зрителей на диалог и открывает проблемные места возможной будущей постановки.

 После таких читок какие-то пьесы уходят в тираж, а какие-то берутся в работу театрами и режиссёрами. Как отметил Александр Вислов, эксперт ДНК, театральный критик, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания: «ДНК - это особая история, смотр читок, эскизов и прочтений. Это идеальная площадка для молодых режиссёров. Многие из них начинают свою карьеру с ДНК, взять Романа Феодори, Егора Чернышева. Фестиваль даёт каждому из них обрести силу и уверенность, это, ко всему прочему, ещё режиссёрская кузница».

Например, эскиз пьесы Михаила Хейфица «Спасти камер-юнкера Пушкина» в трактовке режиссёра Мотыгинского муниципального театра Артёма Терёхина и красноярских артистов после показа приобрела как сторонников, так и противников. Пьеса про «наше всё» - великого поэта начинается репликой: «Пушкина я возненавидел ещё в детстве». Потому что воспитательница в детсаду поставила пятилетнего героя в угол и не позволила играть в единственный на весь сад игрушечный подъёмный кран. В наказание за то, что не слушал стихи Пушкина. Потом ненависти к Пушкину добавили школьные учителя. И вдруг происходит нечто странное: Пушкин начинает помогать герою, и тот, всегда мечтавший убить поэта, вдруг влюбляется в гения, строя план, как спасти Пушкина от рук убийцы Дантеса. Артём Терёхин представил эту историю в идее некого комикса, где действующие лица - персонажи-шаржи. Для кого-то эта история показалась банальной, слишком хрестоматийной, мол, факты всем известны и никакого нового Пушкина зрителю не открывают… Говорили критики и о том, что пьеса написана вовсе не для театра. Со слов московского критика Кристины Матвиенко, это рассказ от первого лица, сделанный в стиле Евгения Гришковца. Литература и театр - явления родственные, но не тождественные, уверена Кристина. Впрочем, несмотря на явные недочёты текста, подобный спектакль, где Пушкин из некоей символической фигуры русской словесности превращается в реального человека из крови и плоти, мог бы быть полезным для некой части аудитории. Например, для подростков.

Несомненно, нельзя обойти стороной такое событие ДНК, как премьера Красноярского театра драмы. В первый день ДНК худрук театра Олег Рыбкин представил свою новую работу по пьесе молодого белорусского драматурга «Тихий шорох уходящих шагов». Работа, по большому счёту, замечательная и должна в будущем получить достойное место в репертуаре театра. Пьеса на первый взгляд классическая - деревенская. Здесь почти как у Чехова, только герои тоскуют не о вишнёвом саде, а страдают за отчий дом, который выставлен на продажу. Впрочем, не всё так просто. Деревенское бытие здесь перемежается с некой мистико-фрейдистской линией: жизнь превращается в сон, а сновидения трансформируются в реальность. В общем, пьеса и спектакль - сюрреалистичны. Присутствующий на премьере Дмитрий Богославский сказал: «Мне хотелось, чтобы зыбкое состояние от пьесы оставалось постоянно. Мой друг, когда прочел, сказал: «Это колхозный Дэвид Линч». Сказал очень верно». Все отметили не только удачные находки режиссёра, но и игру артистов. Больше всех дифирамбов досталось исполнителю главной роли Сергею Селеменеву. «Очень точное назначение Сергея Селеменева на роль Александра, - отметил Александр Вислов. - Сейчас не так много в российских театрах таких мужиков. Настоящих мужиков, к которым не подкопаешься. С другой стороны, в нём есть надломленность потрясающая. Гамлетовская. Ему абсолютно веришь, этому сильному, крепко стоящему на ногах человеку, которого изнутри начинает раздирать. Это одна из больших актёрских удач, которых много в спектакле». Так что будет время - пойдите посмотрите новую постановку театра.

Напоследок надо сказать, что VI фестиваль ДНК Олег Рыбкин посвятил своему учителю, выдающемуся мастеру сцены Петру Фоменко. После его ухода из жизни в августе прошлого года русский театр осиротел. И это не просто красивые слова, а горькая правда, потому что место Фоменко долго будет вакантно, и, пожалуй, не скоро найдётся (если вообще найдётся) человек, который сможет продолжить его дело. Впрочем, его ученики, которые сегодня работают в разных уголках мира, дают надежду, что театр Фоменко - честный, страстный, живой и непредсказуемый - будет жить. Олег Рыбкин, один из фоменок, как называют себя ученики Петра Наумовича, признаётся, что многим, что умеет в профессии, он обязан именно Мастеру. «Он ненавидел неправду, фальшь, легкомыслие в отношении к материалу, - вспоминал Олег Рыбкин.- Легкомыслие не в пушкинском смысле, вот пушкинское легкомыслие - это как раз Пётр Наумович. У Бунина есть цикл рассказов «Лёгкое дыхание». Вот это было лёгкое дыхание при моцартовской глубине мысли. Видимо, это объединяет круг людей, который называют фоменки».

Нина ГРАДОВА. Газета «Городские новости» от 29.05.13

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.