143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Варварство любовного многоугольника»
12 февраля 2013 г.

 

Одна из наиболее ярких линий в свежей премьере Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина, спектакле «Варвары» - роковое обаяние любовного многоугольника.

Разрушительную эгоистку Надежду Монахову, здесь в ее роли выступила красавица Анна Домникова, беззаветно любит муж Маврикий (сильная работа Сергея Селеменева), а еще доктор Макаров (обворожительный Даниил Коновалов). Она не любит ни одного. Замуж вышла по необходимости – не комильфо красивой женщине оставаться одинокой в маленьком городе, а ухаживания доктора ее возвышенной, взлелеянной на любовных романах душе противны. Прекрасно о романтическом настрое и естественности героини писал автор пьесы Максим Горький: «Она искренно верит в возможность великой, пламенной и чистой любви, верит в человека-героя, достойного этой любви». Жаль, что эта пламенность Монаховой не очевидна в спектакле. И вот в городок приезжают инженеры. Их драматург и называет «варварами». Поначалу-то они представляются провозвестниками нового, продвинутого и современного мира, а потом оказываются смутьянами, которые патриархальным предрассудкам «старого» мира противопоставляют лишь собственные душевные пустоты. Егор Черкун, рыжий (остроумная придумка в спектакле – не парик для него рыжий, а оранжевая кофта с капюшоном) харизмат, кажется Монаховой соответствующим всем ее представлениям о «супермене», встречи с которым она так долго ждала. Она в него влюбляется, а он в нее – нет. Его воображение поразила Лидия Богаевская (актриса Ольга Белоброва сделала ее стильной, независимой, стремительной, всегда в полете, амазонкой). Наличие жены, изысканной Анны Федоровны, для Черкуна ничего не значит. Ее любовь, наоборот, тяжела ему. Но развеяться Черкуну с Лидией не судьба – та так и не отвечает взаимностью. В образовавшийся многоугольник вписывается еще Сергей Цыганов, второй приехавший инженер, который ухлестывает за Надеждой Монаховой.

Монахова, Черкун и Цыганов упиваются роковым обаянием сложившейся асимметрии страстей. Сильным, даже пронзительным, накал чувств в этом многоугольнике делают два страдающих персонажа – Маврикий Монахов и Анна Федоровна. Первый сыгран заслуженным артистом России Сергеем Селеменевым так чисто и взаправду, что эпизод, где он просит Черкуна: «Отдайте мне... жену! Отдайте... Больше ничего не имею... всё в ней!» представляется наиболее мощным в постановке. Анна Федоровна в исполнении Екатерины Мишаниной не только вызывает сострадание, но и потрясает тем, как глубоко любит мужа. Веришь, что она готова смиренно ждать, пока вспышка его любовного чувства к Лидии погаснет, и ей вновь будет позволено тихо радоваться бытию рядом с ним – об ответной любви Анна уже и не помышляет...

Психологическим же и объемным спектаклем, по которым, надо сказать, истосковались преданные зрители «Пушки», «Варваров» делает персонаж, прописанный драматургом как второстепенный – помещица Татьяна Богаевская. Ее заслуженная артистка России Галина Саламатова сыграла мудрой, тонкой, деликатной женщиной. Ей делает честь, что, в отличие от еще одного умного обитателя городка – Павлина Головастикова – она не навязывает свою мудрость окружающим. При ней варвары «стесняются говорить пошлости», она напоминает племяннице Лидии о достоинстве – и не потому, что та – Богаевская, а потому, что – человек. «Люди-люди вы мои, человеки», - приговаривает Татьяна Богаевская, за раскладом пасьянса наблюдающая драму, которая разворачивается в многоугольнике. Кажется, она единственный в городе человек, который хочет, чтобы в отношениях между людьми установилась гармония или даже – любовь.

Татьяна Антипьева

Олег Рыбкин, режиссер спектакля «Варвары», главный режиссер Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина: «Я впервые поставил произведение Максима Горького. Причем этот автор давно не ставился не только в Пушкинском театре, но и вообще в театрах нашего края. Долгое время его тексты казались излишне социальными; на самом же деле Горький – великий драматург, который нащупал важные болевые точки начала прошлого века, и вдруг сегодня они вновь оказались современными. Пьеса «Варвары» затрагивает важные темы столкновения патриархального и нового времен и показывает, что это не несет ничего позитивного. Ведь просто разрушая одно, не получишь хорошего другого».

Галина Саламатова, заслуженная артистка РФ: «Уметь любить – это очень сложно, нужен особенный талант. Героиня «Варваров» Надежда Монахова была лишена этого самого большого чувства — любви. И всю жизнь свою его искала. Случилось это – беда для кого-то, счастье для нее – она полюбила. Надежда настолько наивный человек, что совершенно не умеет приспосабливаться, прятаться, врать. Ей безразлично, что про нее скажут. И, конечно, она не хочет любви сиюминутной – спрятаться и лобзаться, – считает, что заслужила ее в полной мере».

 

Татьяна Антипьева

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.