144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Варвары у микрофона»
28 декабря 2012 г.

 

Вы звери, господа...

Вообще-то я настороженно отношусь к произведениям Горького. Видимо, школьная подача творчества классика советской литературы даёт о себе знать до сих пор. Горьковские сочинения всегда мне казались чересчур длинными и скучными. Особенно пьесы. Но первая премьера сезона Красноярского драматического театра имени Пушкина «Варвары» заставила посмотреть на хрестоматийные сочинения писателя по-иному.

Боле того, горьковский текст - всё же рука мастера чувствуется - оказался как бальзам на душу после незатейливой современной драматургии, которой сегодня потчуют нас в изобилии местные и заезжие театры. Удивительно, но написанные сто лет назад слова, звучавшие со сцены театра XXI века, вовсе не казались вычурными и архаичными. Может быть, потому что никто, кроме Горького пока не написал лучше и ярче про «новых русских»? А может, история сделала круг и вновь явила нам эпоху перемен, когда рушатся нравы и устои. Поэтому пьеса «Варвары», которая затрагивает тему столкновения патриархального и нового времён, актуальна сегодня.

Однообразную жизнь провинциального городка Верхополье нарушает приезд строителей дороги - инженеров Черкуна и Цыганова. В уезде серость и скука. Все развлечения местных - сплетни да адюльтер. Причём романы крутятся здесь не из-за страсти, а, скорее, от тоски. Приезжим здесь тоже скучно, и они стараются раскачать провинциальное болото, как могут: заводят любовные интриги, спаивают местных… В общем, на смену патриархальному варварству «поборники цивилизации» несут новое варварство: моральную деградацию и жестокое равнодушие. Через несколько месяцев плоды их «просвещения» налицо. Обманутая Черкуном Надежда Монахова, искавшая большой и страстной, как в женских романах, любви, кончает жизнь самоубийством. Чиновник Дробязгин скрывается с казёнными деньгами. Становится пьяницей сын городского головы Редозубова - милый увалень Гриша…

Пьесы Горького - несомненно, классика жанра: говорящие фамилии, ружьё, точнее пистолет, который маячил на сцене на протяжении трёх часов и, как положено, выстреливает в конце представления. Но не надо думать, что всё было очень уж академично в постановке Олега Рыбкина. Скорее, спектакль - это синтез времён и жанров. На артистах костюмы, напоминающие наряды начала двадцатого века, и говорят герои, словно наши прапрабабушки и прапрадедушки… Но в минуты «роковые» они пускаются в пляс, как местечковые евреи, или начинают выяснять отношения под музыку современной культовой английской панк-группы «Тигровые лилии». То вдруг на вечеринке по случаю рождения Богаевской на авансцене появляется микрофон, в который по очереди герои выкрикивают обрывистые фразы. То ли хмельной угар тому причина, то ли просто нет сил терпеть боль, которая живёт годами в душе у каждого.

Несомненно, в спектакле есть актёрские удачи. Тяжёлой артиллерией выступило здесь старшее поколение пушкинцев. Как омерзителен в своём подобострастии к чинам и склонностью к сутяжничеству и доносительству Павлин Головастиков в исполнении народного артиста России Алексея Исаченко. Мудра в своей созерцательности, словно черепаха Тортилла, местная дворянка Богаевская (залуженная артистка РФ Галина Саламатова). Очень жалок морально раздавленный под напором новых варваров хам и хапуга, городской голова Редозубов (народный артист РФ Валерий Дьяконов), в результате потерявший и сына, и дочь.

Ярко завило о себе и новое поколение театра. Публика просто влюбилась в Гришу, которого сыграл Иван Янюк. Когда над забором появилась безмятежная, невыразимо добродушная, круглая как луна, физиономия Гриши, зритель не смог сдержать улыбки. Очаровательная в своей детской непосредственности, готовая к революционным поступкам в своей жизни, юная героиня Яны Няньчук - дочь городского головы Катя.

Спектакль Олег Рыбкин выстроил тонко и умно. В первом акте приезжие инженеры проводят время на открытой веранде, а вокруг, за глухим забором - город, сквозь щели которого, затаив дыхание, обыватели рассматривают нуворишей, сгорая от любопытства. Черкун и Цыганов пока здесь чужие. Во втором акте старое и новое сходится в одном пространстве - в доме госпожи Богаевской, где снимают апартаменты строители. И варвары начинают пожирать друг друга, всё глубже погружаясь в болото пошлости и цинизма. Причём непонятно, на чьей стороне преимущество. Несмотря на внешнее превосходство временщиков, они неожиданно начинают тонуть в густом потоке живого страдания, любви, страсти, желаний, который нисходит от всполошённого ими города. И только выстрел заставил всех остановиться: «Господа, вы убили человека!» Вы - звери, господа…

Нина ГРАДОВА. «Городские новости» от 20.12.2012

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.