143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Нашествие «Варваров»
28 декабря 2012 г.

Отечественная классика, к величайшему сожалению, - не частый гость на российских подмостках. Тем приятней, что театр Пушкина обращается к шедеврам классической драмы с похвальной регулярностью. Прошлый сезон был отмечен премьерой пьесы Александра Островского «Лес» (режиссер Сергей Ражук); нынешний – порадовал зрителя спектаклем «Варвары» по пьесе Максима Горького в постановке Олега Рыбкина.

В затхлый заштатный городишко на строительство железной дороги приезжают два инженера, Черкун и Цыганов (актеры Дмитрий Корявин и Яков Алленов) – люди по жизненному опыту и системе приоритетов разительно отличающиеся от местных обывателей. И благопристойная скука городка взрывается фейерверком событий: обольщаются чужие жены, изгоняются собственные, молодежь подсаживается на шартрез и перестает видеть зло в присвоении казенных денег. Но инженеры ли развратили обитателей Верхнеполья, или же сами культуртрегеры стали жертвой провинциальной трясины – потускнели, поглупели, опошлились? Вопрос открытый, и решить его предстоит зрителю.

Любопытный парадокс – образы и коллизии пьесы, написанной более века назад, на сегодняшний день представляются более актуальными, чем в недавнем прошлом. Завершив путешествие по витку спирали, мы вновь оказываемся в зоне сейсмоактивности, когда тектонические плиты старого общественного строя и новой социально-экономической формации в антагонистическом движении сталкиваются, сокрушая друг друга, перемалывая судьбы людей, имевших несчастье оказаться на линии разлома. Однако неправомерно считать основой сюжета пьесы социальное противостояние; по сути своей пьеса гораздо глубже, тоньше, психологичней, и этот ментальный контекст вполне удалось отразить Олегу Рыбкину. Дух и стиль драматургии Горького переданы с замечательной точностью. Жесткая графичность образов, порой доходящая до гротеска, до карикатурной остроты, проявляется и в оформлении декораций (художник – Олег Головко), выдержанных в ахроматических тонах. Основное действие развивается на фоне двух масштабных конструкций - железнодорожного виадука и неопрятно сколоченного дощатого забора, как бы олицетворяющих две ипостаси «варварства»: патриархальную косность и машинерную жестокость новой цивилизации.

Спектакль доставляет удовольствие обилием ярких актерских работ. Впечатлила игра Сергея Селеменева (Маврикий Монахов), по-снайперски – пуля в пулю – вонзающего каждую реплику, каждую интонацию. Талант и личное обаяние позволили Алексею Исаченко совершить маленькое чудо: превратить своего малосимпатичного героя, сплетника и доносчика Павлина Головастикова, в трогательный персонаж, внушающий зрителю сострадание и жалость. Приятно видеть несомненный творческий рост дебютантки прошлого сезона Яны Няньчук (Катя Редозубова); в совершенно новом, неожиданном образе предстает перед зрителем Ольга Белоброва (Лидия Богаевская). Вообще о женских ролях можно говорить долго и восхищенно, не напрасно со дня первой постановки пьеса «Варвары» была оценена критикой, как драма о женских судьбах. И эпицентром любовной интриги в спектакле является опять-таки женщина, Надежда Монахова (Анна Домникова). Александр Блок называл ее даже «истинной героиней пьесы, за неимением в оной героя». «Она, - писал Горький, - искренно верит в возможность какой-то великой, пламенной и чистой любви, верит в человека-героя, достойного этой любви. Она любит Черкуна с первого взгляда - за его смелые глаза, резкие движения, она думает, что вот — герой!.. В последнем акте она не может сразу поверить в свою ошибку, но, когда она убеждается, что ошиблась, - в этот миг её сердце умирает». Но в современной постановке этот образ – едва ли не самый потенциально уязвимый элемент, по той причине, что представления о женской привлекательности существенно изменились за сто лет. Очаровательная наружность, чувствительное сердце и томные манеры – в начале XX века этих качеств было достаточно, чтобы увидеть в даме воплощение вечной женственности, инфернальницу, Цирцею, королеву Маб (отсутствие интеллекта – приветствуется). В реалиях же сегодняшнего дня наивность Надежды Монаховой, сопоставимая с верой в Деда Мороза, способна не только существенно снизить градус сопереживания героине, но даже совершенно трансформировать образ, превратить его в чисто комедийный, фарсовый. Точно так же современный зритель не понимает, что фраза Цыганова «Жорж! Ты смотришь на этот город, как Атилла на Рим!» - шутка; Цыганов путает Атиллу с Аларихом. Налицо две русских беды – недостаток искренности и хорошего классического образования.

Не буду называть имена известных актрис, которым с треском удалось провалить роль Надежды Монаховой – Анна Домникова не из их числа. Ее героиня – не просто сексапильная женщина, страстно ищущая великой, высокой любви, о которой пишут в романах. Она – дитя во взрослом, прагматичном мире; ее романтические грезы – оружие защиты от серости и пошлости окружающей жизни. Она не глупа – она кристально честна. Мечта предает ее, но сама героиня Анны Домниковой не способна на предательство – как верный паладин, она гибнет вместе со своим наивным, игрушечно-сказочным королевством…

Ольга Черненькая. Журнал Renome № 12 2012 г.

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.