143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Самый легкий способ бросить курить», Красноярский театр им. Пушкина
01 февраля 2011 г.

В Красноярском театре им. Пушкина новый спектакль по современной отечественной драматургии. На камерной сцене театра 11 февраля состоится премьера постановки «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова.

От читки к спектаклю

Напомню, что читка этой пьесы (режиссер Егор Чернышов, Санкт-Петербург) была признана одной из лучших на последнем фестивале «ДНК» («Драма. Новый код»). В краевой драме этот фестиваль современной драматургии прошел уже в третий раз. Но впервые за его историю из читки родился полноценный спектакль, который даже получил приглашение на национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Его показ пройдет в рамках внеконкурсной фестивальной программы «Маска плюс».

«Самый легкий способ бросить курить» должен был идти на новой площадке театра - сцене «ДНК» на пр. Мира, 49. Именно там в декабре состоялась его аванпремьера, и спектакль просто идеально вписался в это еще толком не обжитое пространство. Но, увы, в творческие планы вмешались трагические обстоятельства. После недавнего пожара эту площадку еще долго нельзя будет эксплуатировать. Остается надеяться, что она вообще вернется в распоряжение театра им. Пушкина.

Из жизни среднестатичного лузера

Собственно, уже на «ДНК» Егор Чернышов сделал полноценный эскиз спектакля. Все характеры, все тонкости взаимоотношений героев были обозначены в этом наброске с графической точностью. В центре постановки - современный неудачник в возрасте между тридцатью и сорока, пребывающий в «кризисе среднего возраста». Со всеми сопутствующими проблемами - скучной работой, до неприличия мизерной зарплатой, женой-истеричкой и полным отсутствием жизненных перспектив. Вроде бы давно пора что-то поменять, но эти здравые мысли тонут в привычной инертности. Может, оно уже как-нибудь само собой рассосется? Перемены в жизни Константина и в самом деле вскоре произойдут. Но будут они весьма и весьма болезненны.

При завершении работы над постановкой из-за ухода из театра нескольких актеров режиссеру пришлось сделать вводы. Главную роль теперь исполняет Владимир Пузанов (на читке в ней был занят Петр Новиков). Но эта замена придала спектаклю лишь большую убедительность. Новиков для такой роли все-таки выглядит слишком молодо. Пузанов с его характерной внешностью вписался в образ рефлексирующего лузера просто идеально. Публика привыкла видеть артиста в основном в комических ролях. Сыграв Константина Треплева в «Чайке», он разрушил этот застарелый стереотип. Дурненковский Константин (параллели напрашиваются непроизвольно) - еще один противоречивый и неоднозначный персонаж в его биографии, которого актер показывает с достоверной сдержанностью, не скатываясь ни в комикование, ни в избыточный трагизм. Это серьезная и глубокая работа, которую можно смело назвать одной из лучших ролей сезона.

Вырваться из круга

Что же касается главной темы спектакля, то у Чернышова это вовсе не издержки кризиса среднего возраста. Основное, с чем приходится здесь сталкиваться всем героям - проблема выбора. Свой выбор делает старый учитель Валерий Ильич (Алексей Исаченко), когда впускает в дом беженцев с юга, а потом берет на себя ответственность за совершенное ими преступление. Выбирать приходится его дочери Татьяне (Екатерина Соколова), первой любви Константина, которая не одобряет гостеприимство отца, но не может в финале бросить его в беде. У Константина вообще сплошная необходимость делать на протяжении всего спектакля тот или иной выбор. Между опротивевшей супругой (Эмилия Шевчук) и любимой женщиной, которой он в итоге оказывается не нужен. Между презрением к предавшему его другу и состраданием к нему, когда тот теряет жену. Между безденежьем и унизительно бессмысленной работой - он словно попадает в сплошной круговорот.

Ощущение неразрывности этого потока усиливает сценография Елены Турчаниновой, которая решена в виде старой детской площадки с облезлыми металлическими конструкциями. В центре - круглая каруселька, которая вызывает множество ассоциаций, от колеса сансары до человеческой зацикленности на собственных проблемах. И лишь немногие способны вырваться из их круга.

Да, а какое ко всему этому отношение имеет название пьесы? Если буквально, то для Константина отказ от сигарет - попытка отвлечься от нахлынувших на него неприятностей и хоть в чем-то начать менять свою жизнь к лучшему. Но по сути этот жест - не более чем авторская ирония. Ведь как было бы все просто: бросил курить - и все проблемы испарились, словно по волшебству. Если бы и в самом деле все было так просто...

Елена Коновалова, интернет-газета Newslab.ru

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.