143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Кодирование драмой»
25 мая 2012 г.

Фестиваль ДНК («Драма. Новый код») в Красноярске — один из самых представительных и существенных смотров современной драматургии (самый — московская «Новая пьеса»). Собственно драматургических конкурсов и лабораторий в последние годы, с усилением «новодрамного» движения, стало много, особенно за Уралом. Но полноценных фестивалей с приглашением экспертов и драматургов, с привозом свежих спектаклей и со специально приуроченными премьерами почти нет, поскольку это дело недешевое. Дай бог, чтобы провинциальному театру хватало на «отправление основных жизненных потребностей» — репертуарные постановки, а уж театральная «геологоразведка» и просвещение новых зрителей (чем, собственно, и должны стать такие фестивали) — это по бюджетным меркам «паньски вытребеньки».

Нынешний ДНК проводится в пятый раз, и, глядя на его программу за прошедшие годы, сразу видно, что он идет путем, проложенным Театром.doc и фестивалем «Любимовка». Те же авторы (Пресняковы и Дурненковы, Пряжко и Курочкин, Гремина и Клавдиев, Пулинович и Греков и т.д.), те же молодые режиссеры, любящие ставить быстрые получитки-полуспектакли (на этот раз Семен Александровский, Дмитрий Волкострелов и Никита Рак), тот же интерес к документальному кино и зрительские обсуждения после каждого мероприятия. За прошедшие годы вокруг ДНК сформировался постоянный круг симпатичных молодых зрителей, всю фестивальную неделю торчащих на спектаклях и читках, готовых, если нет мест, сидеть на полу или стоя подпирать стену. В общем, московские поклонники новой драматургии узнали бы красноярскую атмосферу и даже увидели бы тут кое-что не успевшее доехать до столицы. Например, ярославскую постановку Семена Серзина по пьесе Натальи Ворожбит «Вий», недавно победившей в драматургическом конкурсе «Новой пьесы». Отталкивающаяся от гоголевского сюжета пьеса Ворожбит, надо признать, действительно отличная. Ее герои — два молодых француза, Лукас и Дамиан, приехавшие на каникулы на Полтавщину. У Дамиана родители родом из этих мест, он понимает язык и рад был приглашению на свадьбу своей подруги по фейсбуку Оксаны. Лукас, уехавший на дикую Украину, чтобы забыть бросившую его девушку, ничего тут не понимает, и конечно же именно вокруг него закручивается сюжет, где есть и не просыхающая демобилизованная молодежь, и оборотни, и милиция, и убийство, и воспоминание о голодоморе, и нечисть, и проданная почка, и отпевание ведьмы по скайпу. В живых и смешных диалогах Ворожбит есть постоянное ощущение опасности, но напряжение тут в куда большей степени связано с непознаваемой и угрожающей современностью, чем со старинным волшебством, которое выглядит не опаснее, чем 3D-анимация.

ДНК старается не опаздывать, среди читок были совсем свежие пьесы Ярославы Пулинович («Жанна») и Вячеслава Дурненкова («Север»), последняя полудокументальная работа о телевидении недавно умершего Вадима Леванова (пьеса «Про коров»). Марина Разбежкина показала фильм своей ученицы Мадины Мустафиной «Милана», осенью победивший на «Артдокфесте», а Михаил Угаров — свою постановку мексиканской пьесы «Аляска», премьеру которой всего несколько дней назад сыграли в Театре.doc. Главный режиссер Театра имени Пушкина и создатель ДНК Олег Рыбкин срежиссировал читку пьесы Владимира Сорокина «Занос», неожиданно получившей новые политические обертона (вероятно, из-за мотивов, связанных с ОМОНом), а закрыл фестиваль премьерой спектакля об эвтаназии «Путешествие Алисы в Швейцарии» (совсем недавно постановка этой пьесы вышла в московском Центре драматургии и режиссуры).

И в то же время есть ощущение, что ДНК сбавляет обороты, не может найти новое дыхание, новый поворот. Особенно очевидно это стало на спектакле-читке «Немецкие писатели-трансвеститы», который актеры красноярской драмы показали в рамках фестивальной программы «Повторный сеанс». Дело в том, что впервые читку этой «порнографической комедии» Олег Рыбкин со своими актерами подготовил ко второму ДНК, и тогда политическая сатира, использующая порнографические описания, чтобы объяснить, как власть и богатеи «имеют» своих писателей, футболистов и вообще граждан (а те и рады отдаваться за деньги и привилегии), произвела одновременно скандал и фурор. Диалоги пьесы Константина Костенко строятся на густом мате, а ремарки — на откровенных описаниях разных видов сексуальных контактов, что эффектно диссонирует с тем, что участвующие в читке актеры, одетые в строгие костюмы с белыми рубашками, сохраняют невозмутимый и корректный вид. Сюжет начинается с того, что рвущихся к писательству немецких студентов (Германия вполне условна, хотя речь персонажей пересыпана немецкими словами), поступивших в литературный институт, перво-наперво кастрируют и накачивают им бюст силиконом. С тем, чтобы потом эти трансвеститы стали шлюхами и могли писать свои произведения по заказу клиентов, одновременно удовлетворяя их сексуально. Ясно, что пьеса такого характера для целомудренной публики Красноярска оказалась настоящим шоком (впрочем, в Москве, наверное, было бы то же). Постоянные зрители ДНК с тех пор говорили, что после «Трансвеститов» их ничем не испугаешь, и Рыбкин решил закрепить успех, соединив повтор той читки с фрагментами ее старой видеозаписи. И тут выяснилось, что когда мат и порнографические описания уже не шокируют публику, пьеса Костенко выглядит прямолинейно и предсказуемо, драйв от нарушения такого рода запретов ушел. Стало быть, очередной этап в развитии ДНК окончен.

Все эти годы красноярский фестиваль жил так же, как живет большинство «новодрамных» лабораторий и смотров, - сначала воспитав себе некоторое количество доброжелательной публики, а потом замкнувшись в ней, как в секте. Теперь задача в том, чтобы «выйти в мир» и, как бы опасно это ни казалось, расширять свою аудиторию, воспитывая новую публику, в первую очередь среди тех, кто не привык ходить в театр. Новое дыхание московского Театра.doc связано с его социальными проектами и активным участием в политике. Возможно, для фестиваля ДНК выход будет другим, ясно только, что оставаться в секте «закодированных новой драмой» уже невозможно.

Дина Годер, «Московские новости»

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.