144-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Фестиваль хорошего вкуса
02 июня 2010 г.

«Ново-Сибирский транзит» объединил театры восточной части России

В Новосибирске при поддержке Фонда Михаила Прохорова состоялся фестиваль драматических театров «Ново-Сибирский транзит». От Красноярского края в нем приняли участие четыре театра. И вернулись оттуда с четырьмя наградами.

Высокая актерская конкуренция

Столь радостный итог тем примечательнее, что такое количество театров-участников от нашего края было представлено на этом престижном форуме впервые. «Ново-Сибирский транзит» — логическое продолжение фестиваля «Сибирский транзит», который был кочующим и прежде объединял лишь драмтеатры Сибири. И от Красноярского края в нем одновременно участвовало не больше трех театров.

В этом году изменилось не только название фестиваля, но и его концепция. Отныне он закрепился в Новосибирске, и среди конкурсантов также театры Урала и Дальнего Востока. Правда, их представительство оказалось на первом «Ново-Сибирском транзите» незначительным: с Урала приехало два екатеринбургских театра, а с Дальнего Востока — лишь сахалинцы. Но организаторы не сомневаются, что в дальнейшем ареал участников расширится. А значит, усилится и конкуренция при отборе в фестивальную программу. Следующий «Транзит» состоится в 2012 году. Хотя не исключено, что со временем он станет ежегодным.

Что же показал первый фестиваль в его новом статусе? Как признался председатель жюри доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, несмотря на свое знакомство с театрами азиатской части России, он даже предположить не мог, что на «Транзите» на жюри обрушится настоящая лавина очень сильных театральных впечатлений.

— Особенно отрадно, что в условиях серьезнейшего кризиса, который переживает сейчас великая русская актерская школа, — заметил Алексей Вадимович, — на этом фестивале была представлена целая галерея ярких и глубоких актерских работ, высокий уровень профессионализма. Нам было особенно трудно выделить лауреатов именно в актерских номинациях. Это мое главное впечатление от «Транзита». И если говорить об актерах театров Красноярского края, меня чрезвычайно поразил дуэт норильчан Алевтины Александровой и Валерия Оники (который был отмечен спецпризом председателя жюри. — Е. К.). «Старомодная комедия» Арбузова — очень сентиментальная пьеса, и, честно говоря, я ожидал от норильского спектакля излишней чувствительности. Но актеры восхитили меня тем, что сыграли его строго и при этом глубоко и сердечно. А в Красноярском театре им. Пушкина мы не случайно наградили за роль второго плана Алексея Исаченко. Вроде бы у него там маленькая история. Но в этом эпизоде — очень точное наблюдение жизни, не говоря уже о великолепном владении словом, что встречается нечасто. И самое замечательное, что, отыграв свой эпизод, актер продолжает жить на протяжении всего спектакля, в массовке он не статичен. Кстати, в «Темных аллеях» мы рассматривали еще и две чудных женских работы — Екатерины Соколовой (Генрих) и Виктории Болотовой (Поля). Жаль, что номинаций было так мало.

Парад молодежи

Вторая значительная тенденция «Транзита», по оценкам жюри, — настоящий парад молодых режиссеров, тонких и одаренных, которые заметно доминировали на фестивале. Хотя, по оценке Бартошевича, с молодой режиссурой в России дело обстоит не так хорошо, как хотелось бы. Несмотря на то что возможностей для творчества у них сейчас предостаточно.

Но «Транзит» как раз выявил настоящее созвездие интересных имен — Никита Гриншпун, Роман Феодори, Павел Южаков, Алексей Крикливый, Тимофей Кулябин. Все — выходцы из московской или питерской школы. И, что примечательно, почти все они — главные режиссеры театров, хотя некоторым из них еще нет и тридцати. Как, например, Дмитрию Егорову, который получил на «Транзите» приз за лучшую режиссуру («Экспонаты» В. Дурненкова в Омском академическом театре драмы). Его постановку жюри назвало эстетически и театрально безупречной и, самое главное, психологически глубокой, несмотря на явное несовершенство пьесы. Кстати, Егоров — единственный, у кого сразу два спектакля попали в фестивальную афишу. Второй — «Прощание славянки» по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты» Молодежного театра Алтая. Все студенты-актеры, занятые в спектакле, стали лауреатами спецпремии «Надежда сцены». А сам Дмитрий Егоров получил предложение стать художественным руководителем этого театра. Хотелось бы увидеть его постановки и в театрах Красноярска.

Новатор не ко двору

Всего в «Ново-Сибирском транзите» приняло участие 18 спектаклей (два из них — вне конкурса) из 11 городов. Плюс один спектакль-гость из США — «Сумасшедший концерт кошки-оборотня» Izumi Ashizawa Performance. Наград удостоены 16 лауреатов. И все-таки главное на фестивале — возможность взглянуть на себя в контексте происходящего в театральном мире, вырваться за пределы своей территории, что особенно важно для театров из маленьких городов. Но на «Транзите» явно не хватало обсуждения спектаклей. В будущем это упущение обязательно исправится.

При общей радужности картины и очень серьезной организации фестиваля на нем высветилась и одна важная проблема. Как посетовали члены жюри, они буквально до последнего не могли выделить лауреата в номинации «Новация».

— Практически на протяжении всего «Транзита» не было сверхновых работ, интересных режиссерских поисков, которые нас эстетически ошеломили бы и вписались бы в мощный поток мирового экспериментального театра, — уточнил Алексей Бартошевич. — Возможно, они по каким-то причинам просто оказались вне поля зрения экспертов, составлявших афишу фестиваля. Но театральные эксперименты — то, чего особенно в этот раз недоставало и о чем театрам необходимо всерьез задуматься.

В итоге просто вне конкуренции в этой номинации оказались «Собаки-якудза» Красноярского ТЮЗа в постановке Тимура Насирова. Нет нужды долго объяснять, насколько само по себе важно такое признание для театра, которого из-за некомпетентного художественного руководства много лет даже не приглашали на серьезные фестивали, не говоря уже о каких-то наградах. «Собак-якудза» осенью позвали еще на один форум — «Фестиваль фестивалей» во Владимир. А заявка Насирова на постановку в ТЮЗе в следующем году спектакля «451 градус по Фаренгейту» получила финансовую поддержку Фонда Прохорова (порядка 715 тысяч рублей). И тем неприличнее при таких успехах выглядит затянувшаяся интрига со сменой главного режиссера в ТЮЗе, не объяснимая уже ни с каких позиций. Откровенно стыдно, что Тимур Насиров, благодаря которому театр сумел наконец вырваться из длительного кризиса, вдруг оказался в нем персоной нон грата. И наивно полагать, что хотя бы один уважающий себя профессиональный режиссер согласится в будущем возглавить Красноярский ТЮЗ в свете столь неприглядной истории. Ситуация зашла в административный тупик. Значит ли это, что на какое-то кардинальное обновление ТЮЗу в ближайшее время рассчитывать не приходится? Вопрос открытый.

Комментарий эксперта

Александра Лаврова, член жюри «Ново-Сибирского транзита», главный редактор театрального журнала «Страстной бульвар, 10»:

— «Темные аллеи» — вторая постановка Олега Рыбкина в Красноярске (первой была «Чайка»), которую я увидела. И, как мне показалось, он и труппа театра им. Пушкина хорошо подходят друг другу. Прежде в его спектаклях артисты нередко оставались всего лишь статистами, красивыми фигурами. А сейчас приятно видеть, что к своему эстетству, изобретательности и стилю режиссер приобрел очень хорошее понимание своих артистов. Крайне интересно наблюдать, как работает каждый из них. Это живой и саморазвивающийся художественный мир. Немногие театры могут похвастаться такими спектаклями.

Норильчане представили великолепный актерский спектакль, с наслаждением наблюдала за игрой артистов. А вот минусинский «Месяц в деревне» меня не порадовал. Проблемы с распределением ролей, слишком замедленный темпоритм. Я не поняла режиссерского высказывания, несмотря на множество интересных придумок. Это явно не лучшая работа Алексея Песегова. Но это неудача очень хорошего режиссера.

Что касается Красноярского ТЮЗа, прежние его спектакли оставляли желать лучшего. «Собаки-якудза» — постановка высокого класса для молодежной аудитории, в котором сошлось все — желание быть нужными зрителю, говорить с ним на актуальные темы, освоена далеко не совершенная драматургия. Великолепнейшая актерская пластика — и это не просто трюки и бои, а сущностное выражение состояния умов, тел и душ современных молодых людей. Очень большая удача театра, полагаю, что спектакль культовый в Красноярске.

Елена Коновалова, Вечерний Красноярск

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.