143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Сезонные перепады
17 июля 2009 г.

Июль в разгаре, все театры края закрыли свой творческий сезон — самое время подвести его итоги. К счастью, приятных событий в прошедшем сезоне было гораздо больше, чем огорчений.

Триумф сезона

Ныне бесспорно лидирует краевая драма. Ряд интересных премьер, многочисленные награды на фестивалях «Сибирский транзит», «Камерата» и «Театральная весна». А самое главное — впервые за историю «Золотой маски» театр им. Пушкина попал на этот престижный фестиваль. И сразу с двумя спектаклями (пусть один из них и во внеконкурсной программе). Кстати, на первую половину следующего сезона театр уже получил приглашения сразу на три фестиваля.

Минусинский драмтеатр показал во внеконкурсной программе «Золотой маски» свой «Черный тополь». А на Всероссийском фестивале малых городов России спектакль минусинцев получил Гран-при.

Премьеры сезона

Лучшие, по моему мнению, — «Трамвай „Желание" и „Лейтенант с острова Инишмор" (Красноярский театр им. Пушкина), „Вишневый сад" (Норильский заполярный театр драмы), „Пиковая дама" и „Соседи" (Красноярский театр кукол) и „Анюта" (Красноярский театр оперы и балета). Все остальное — по большему счету между тройкой и четверкой.

Фестиваль сезона

Всероссийский конкурс балета им. Г. Улановой. И что самое отрадное — он получил постоянную прописку в Красноярске. Второй конкурс пройдет у нас через год.

Красноярская ярмарка книжной культуры (КрЯКК), инициированная Фондом Михаила Прохорова, также получила продолжение — второй книжный фестиваль оказался еще масштабнее предыдущего. А в Норильске при поддержке фонда уже в пятый раз состоялись два весьма значительных фестиваля — „Норильские сезоны" и „Таймырский кактус".

Провокация сезона

Фестиваль современной драматургии „ДНК — дубль II" в Красноярском театре им. Пушкина — столь радикального театрального форума в наших широтах доселе не было. Такое ощущение, что художественный руководитель проекта Олег Рыбкин сознательно собрал на втором „ДНК" все самые острые и злободневные пьесы сегодняшних драматургов. Настоящая шоковая терапия. Но не ради эпатажа, ход сознательный — пушкинцы продемонстрировали, что театр не должен скатываться в сплошное развлечение.

А на музыкальной сцене самым провокационным явлением стал спектакль „Красотка кабаре" (Красноярский музыкальный театр). Александр Зыков в своей постановке настолько сильно преобразил классическую кальмановскую „Сильву", что у многих это вызвало откровенное неприятие. Но при всей противоречивости и откровенном пренебрежении к канонам спектакль Зыкова по-настоящему трогает за живое.

Визит сезона

Народный артист СССР Владимир Васильев сам поставил в Красноярском театре оперы и балета свой знаменитый балет „Анюта". И даже станцевал на его премьере партию Петра Леонтьевича — в память о своей безвременно скончавшейся жене Екатерине Максимовой, первой исполнительнице Анюты... Премьера „Анюты" в Красноярске — без сомнения, самое сильное эмоциональное потрясение сезона.

Гастроли сезона

В краевой центр потихоньку вновь начинают приезжать ведущие театры страны. Пусть по сравнению с советскими временами их гастроли не столь продолжительны — главное, что они вообще сюда выбираются! В нынешнем сезоне красноярских театралов порадовали Театр Романа Виктюка (со спектаклями „Саломея" и „Мастер и Маргарита"), Центр оперного пения Галины Вишневской (с оперой „Евгений Онегин"), МДТ Льва Додина (с „Московским хором") и русская версия мюзикла „Notre Dame de Paris".

Концерт сезона

Ярких музыкальных событий было немало. Из самых значительных, на мой взгляд, — приезд в Красноярск Горана Бреговича, Гару и Нино Катамадзе, — по эмоциональности и энергетике этим артистам не было равных. Из российских исполнителей по тому же признаку больше всего запомнились „Мумий тролль" и София Ротару.

Актеры сезона

В драме безусловная пальма первенства у Галины Саламатовой. Актриса покорила и публику, и самых придирчивых критиков своей ролью Бабоньки в спектакле Алексея Крикливого „Похороните меня за плинтусом". И получила заслуженные награды за лучшую женскую роль на фестивалях „Камерата" и „Театральная весна". А по итогам конкурса зрительских симпатий в краевой драме была признана лучшей актрисой сезона. Лучшим актером по итогам того же конкурса стал Владимир Пузанов. Но по наиболее запомнившимся работам наряду с ним стоит также отметить Даниила Коновалова (театр им. Пушкина), Сергея Ребрия и Романа Лесика (оба из Норильского драмтеатра).

В музыкальных театрах сильные мужские удачи — разве что в балете: особенно запомнился Валерий Гукленков в партии Модеста Алексеевича („Анюта"). В любом спектакле или концерте Красноярского музыкального театра неизменно выделяются дуэты Олега Паршина и Марины Штаркер. Из вокалисток лидировали бенефициантки Вера Баранова и Светлана Колеватова.

Выставки сезона

Из международных проектов — графика „Гойя — Дали" в Красноярском музейном центре и многочисленные выставки наших художников в Германии. А самый симпатичный местный арт-проект „Мартовский кот" отметил этой весной пятилетие.

Открытие сезона

Молодежный театр драмы „Наводнение" под руководством Никиты Рака. Родившись из чистого энтузиазма, этот театр выпустил в свой первый сезон сразу три постановки по современной драматургии. Пусть они во многом неровные и еще напоминают ученические опыты. Главное в спектаклях „Наводнения" — искренность. Что вызывает живой отклик зрителей.

Дебют сезона

В краевой драме просто феерически дебютировала Екатерина Аникина (Нина Заречная в „Чайке"). Лучший дебют на „Сибирском транзите" и „Театральной весне", восторженные отзывы критиков на „Золотой маске". Николай Аузин первый сезон отработал в театре им. Пушкина. Но за это время сыграл сразу три больших и значительных роли — Стэнли (»Трамвай «Желание»), Падрайка («Лейтенант с острова Инишмор») и Умберто («Филумена Мортурано»).

В опере самым впечатляющим был дебют молодой солистки Ольги Басовой в партии Любаши («Царская невеста»). А Анастасия Лепешинская настолько удачно вошла в образ Кармен, что никакую другую артистку театра в этой партии теперь просто невозможно представить.

Скандал сезона

«Вишневый сад» Норильского заполярного театра драмы не прошел в конкурсную программу краевого фестиваля «Театральная весна». Совершенно необъяснимый случай (особенно учитывая не самый высокий уровень многих других спектаклей фестиваля). К счастью, «Вишневый сад» все же был явлен красноярской публике.

Несостоявшийся прорыв сезона

Красноярский ТЮЗ весь сезон пытался совершить какой-то прорыв. Но безуспешно, в очередной раз продемонстрировав творческую несостоятельность своего художественного руководства. Впрочем, вероятно, уже в первой половине следующего сезона эта до неприличия застарелая проблема будет наконец решена.

Одно отрадно — благодаря очередной попытке «прорыва» красноярцы вновь встретились с Ларисой Малеванной (она сыграла главную роль в спектакле ТЮЗа «Странная миссис Сэвидж»). И увидят ее еще раз в декабре, на 45-летии ТЮЗа.

Недоразумение сезона

Олег Портнягин в качестве главного режиссера Красноярского музыкального театра. У нового худрука — ни одной постановки за сезон, он чуть не провалил юбилейный концерт к 50-летию театра (программу пришлось в спешке перекраивать за несколько дней до праздника). Грустно. Как и в ТЮЗе, период творческих метаний в музтеатре подзатянулся, что становится уже просто невыносимым для самой труппы. Артисты не скрывают, что им надоело работать на холостом энтузиазме. Молодой солист Алексей Соколов ушел в конце сезона в оперу. Кто следующий?..

Провал сезона

Увы, этнофестиваль «Саянское кольцо». К шестому году своего существования фестиваль поразил массовостью (порядка 30 тысяч зрителей), но никак не качеством — самая слабая конкурсная программа за все годы. Самое время задуматься над дальнейшей концепцией и четко определиться с целями «Саянского кольца».

Утраты сезона

Их было очень, очень много... Театр им. Пушкина простился с Николаем Бухоновым, Красноярский музыкальный театр — с Игорем Безугловым, Ачинский драмтеатр — с Владимиром Григорьевым, Минусинская драма — с Александром Зыковым и Николаем Гудзенко, Красноярский театр кукол — с художником по свету Петром Ермолаевым. Ушли из жизни скульпторы Владимир Шавлыгин и Юрий Ишханов, педагог Красноярского хореографического училища Людмила Вторушина и артист Ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко Николай Горошевский... Добрая им память.

Елена Коновалова, Вечерний Красноярск

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.