143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

Александр Хухлин: «В Красноярске попадаешь в другую, особенную культурную среду»
10 января 2012 г.

Лауреат премии «Золотая маска» о постановке пьесы «Иллюзии» в драматическом театре им. Пушкина, красноярских актёрах и первых впечатлениях о городе.

Пьеса «Иллюзии» известного российского режиссера и драматурга Ивана Вырыпаева полностью оправдывает свое название: после знакомства с ней ощущаешь себя по уши погрузившимся в фата-моргану. Представьте - двое мужчин и две женщины среднего возраста рассказывают историю супружеских пар, которые прожили всю жизнь вместе и внезапно умерли разочарованными и несчастными. Рассказчики постоянно привирают, так же, как и герои их рассказов, поэтому незамысловатые истории, сплетаясь, постепенно завиваются колечками сизого дыма. Решительно невозможно разобрать, где правда, а где ложь, и есть ли в этом мире хоть что-то постоянное - кроме 23 страниц текста.

Ставить эту, прямо скажем, непростую пьесу в Красноярский драматический театр приехал Александр Хухлин - выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), лауреат национальной премии «Золотая маска». Как-то так случилось, что беседовали мы в столовой «Пушки»; глядя на то, как Александр азартно поглощает овсяную кашу, и слушая его увлеченные монологи, я понимал: такого человека мнимым туманом точно не испугать.

Знаете, о чем я подумал, когда прочитал пьесу? Что совершенно не представляю, как можно поставить по ней спектакль...

Я почти каждый раз слышу подобное от человека, только что прочитавшего «Иллюзии» (смеется). Действительно, текст так интересно придуман, что сразу выбивает тебя из привычных рамок драматического театра. Притом, что пьеса в любом случае попадает в тебя, ты находишь в ней мысли, буквально подсмотренные у тебя в голове, совершенно не ясно, что с ней делать. На чем строить действие, где искать энергию, на каком уровне находится конфликт.... Создается ощущение, что тут в принципе не нужен режиссер. И это вполне созвучно идее Ивана: создать такой спектакль, в котором текст будет главным действующим лицом, заполнит собой все пространство спектакля, подчинив себе поведение артистов, их взаимоотношения, переместит центр тяжести со сцены в зрительный зал. Так, чтобы основное действие происходило в восприятии зрителя.

Звучит интригующе, конечно, только вот как собираетесь интриговать зрителей? Когда вроде бы нет конфликта, да и герои максимально обезличены?

Как раз в этом для меня основная коллизия пьесы - кто они? Кто эти старики с такими необычными для нас именами: Альберт, Дени, Сандра, Маргарет? Почему они в конце жизни вдруг увлеклись желанием сформулировать истинный смысл любви? В каких взаимоотношениях рассказчики друг с другом и героями своих рассказов? Если их никакое событие изначально не объединяет, то почему бы не сочинить конфликт на глазах у зрителей? Текст открывает, на мой взгляд, большие возможности для поиска - не только смысла, но и природы существования артиста в подобных обстоятельствах. Он настолько плотный, насыщенный непрерывным потоком мыслей и выверенный интонационно, что фактически вытесняет любые попытки его разыгрывать. Эта пьеса не дает актеру спрятаться за какие-то приспособления или эффекты, заключает его в одном пространстве один на один со зрителем.

Насколько часто вам попадаются современные пьесы, где автор не ограничивает себя поиском сюжета или попыткой просто высказать свои мысли, а провоцирует на поиск другого театра?

Действительно, сегодня большая удача встретиться с такой пьесой, которая по-настоящему ставит тебя в тупик, обезоруживает и заставляет задуматься над профессией. Пьесой, к которой не подходит ни один готовый ключ и надо придумать новый. Не секрет, что иногда авторы придумывают тексты отдельно от театра. Мол, я написал, а дальше вы ставьте, как хотите. Но в случае с «Иллюзиями» Вырыпаев предлагает текст-провокацию. И это такой кайф исследовательский: разобраться с этим «театром в кубе», где я существую и как актер, и как рассказчик, и как герой рассказа.

Долго подбирали актеров на роли? С учетом того, что текст рассказчиков почти не отличается друг от друга, это любопытная задача. И кто в итоге будет этими самыми «мужчинами и женщинами 30-35 лет»?

Да, есть такое ощущение одной общей для всех авторской интонации. И снова возникает вопрос: что это нам дает для игры. Ведь все зависит от того, какую мы в этом найдем логику. Что же касается актеров, то сложно выбрать, поскольку в целом очень мощная команда артистов в театре сложилась. Выбор очень большой. С учетом разных обстоятельств и занятости в репертуаре в «Иллюзиях» будут играть Владимир Пузанов, Даниил Коновалов, Виктория Болотова и Ольга Белоброва.

Обязательный вопрос: долго раздумывали над идеей поездки за Урал?

В рамках гранта Фонда Михаила Прохорова я рассматривал несколько предложений от театров, которые хотели сотрудничать, но предложение театра Пушкина показалось самым интересным. Олег Рыбкин - ученик Фоменко, а я, так получилось, заканчивал у Сергея Женовача, так что мы в этом плане близкие люди... Ну, и все мои знакомые в один голос твердили, что Рыбкин прекрасный режиссер, что театр очень хороший, и что надо сюда ехать обязательно. И от города первое впечатление тоже было очень хорошим. Мы только сошли с самолета, выходим из аэропорта: утро, никого нет, пустынные дороги, пустынные окрестности. Переходим небольшой перекресток рядом с автостоянкой, наверное, метрах в четырех от «зебры». И вдруг нас останавливают гаишники. Они аккуратненько караулят напротив и ловят всех, кто прошел не по переходу, а рядом. Сразу выписали два красивых штрафа. Здорово!

... (недоверчиво молчу)

Нет, правда! Вообще Красноярск - сразу очень понравился, красивый город. Всегда чувствуется, когда в городе есть своя культура, какой-то свой уклад. Например, вокруг Москвы есть такие города, которые как бы уже ушли от столицы, но еще не пришли к себе. Они как будто застряли на полпути. А здесь сразу видно по людям, по улицам, что ты попадаешь в другую, особенную культурную среду. И сразу как-то становится хорошо. Вот, недавно было прекрасное событие - после репетиции вечером попали на концерт: орган и скрипка. Очень люблю такую музыку, но в Москве все никак не успевал выбраться, а тут подумал как здорово - летел пять часов, чтобы впервые услышать живой орган...

Спектакль будет идти на Камерной сцене?

Да, на сцене ДНК. Когда мы сочиняли сценографию, то почему-то решили что пространство сцены будет, как обычно, черным. Когда приехали и увидели белое помещение и светлый деревянный пол, то поняли, что в ближайшие пять часов придется все изобретать заново...

А не обидно режиссеру проделывать такую сложную работу над непростым материалом, а потом показывать результат малому количеству зрителей?

Камерное пространство исключительно подходит для нашей истории. Если можно так сказать, жанр нашего спектакля - это доверительный разговор. У нас фактически даже не будет разделения на зал и сцену. Представьте - вас знакомые позвали в гости и захотели поделиться какими-то историями, которые их самих очень волнуют, мыслями о жизни, может быть, вместе помечтать или поспорить. Поэтому - прекрасно, что будет небольшое количество зрителей, которые вместе с нами смогут погрузиться в эту историю.

А нет мысли самого Вырыпаева пригласить на первый показ?

Премьера спектакля запланирована у нас на 25 ноября. И, конечно, мы будет очень рады, если Иван сможет быть у нас на премьере.

Евгений Мельников, Интернет-газета Newslab.ru

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги
Правила посещения театра

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Договор оферты
Безопасность платежей

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.