143-й театральный сезон

Версия сайта
для слабовидящих

  О театре Репертуар Афиша Как купить Артисты Новости Контакты Учредители и партнеры Попечительский совет

Пресса

Рассказать вконтакте Рассказать в facebook Рассказать в ЖЖ Рассказать в одноклассниках Твитнуть

«Конек-горбунок», Красноярский театр им. Пушкина
10 января 2012 г.

«Конек-горбунок» в постановке Олега Рыбкина, главного режиссера «Пушки» - единственная детская театральная премьера этой зимы, которая идет на камерной сцене. Это важное и даже удивительное примечание, ведь детские спектакли, как правило, ставятся не просто на большой сцене, но еще и по принципу «вырос лес до небес». Там много громкой музыки и пестрой массовки, в зал летят какие-нибудь шары, кричатся кричалки, декорации устремляются ввысь и в стороны, все танцуют, пробуя еще при этом что-то напевать, а когда на сцене места не хватает, артисты начинают бегать между рядами, веселя детвору. Праздник! Да и, что греха таить, в период новогодних каникул руководству театра выгодно, чтобы в зале поместилось как можно больше людей...

История, которую показали в драмтеатре, по масштабам, конечно, проигрывает премьерам в других красноярских театрах. Но - только по масштабам, давая сто очков вперед по режиссуре и художественному оформлению. Спектакль похож на скоморошье выступление внутри ярмарочного фургончика, остановившегося посреди шумной городской площади. Детвора расселась по мягким пуфикам на полу и глядит по сторонам - тут узоры как в декоративной шкатулке, безделушки всякие, цветные половички, незамысловатая веселая музыка и озорная труппа, которая то ли всерьез играет, то ли просто дурачится. А когда дело доходит до фантастических сцен, то спецэффекты и прочую коппердфилдщину заменяют куклы. Шитые лошадки и крохотные войлочные русалки с кораблями, которых проглотил Чудо-юдо Рыба-кит, да и сам Чудо-юдо два на три метра, неуклюжий и чертовски от этого милый - все они на расстоянии вытянутой руки от публики и, уж будьте уверены, та не упустит шанса прикоснуться, пощупать, потянуть за нос или заглянуть в пасть исполинской махине.

Актеры - сразу и менестрели, и скоморохи, и кукловоды, и гостеприимные хозяева, наконец. Те из них, кто совершил настоящий актерский подвиг, научившись петь кантри и играть на музыкальных инструментах, заслуживают отдельных аплодисментов. Очень красивой и доброй получилась главная тема спектакля, которую написала композитор Екатерина Берестова, ну уж а Владимир Абакановский в роли Иванушки-дурачка - первый парень на деревне. Сделав попытку описать великолепные костюмы ручной работы, которые были сделаны по эскизам художника Елены Турчаниновой (кстати, она же занималась костюмами в Сказке о мертвой царевне), я обнаружил, что запас моих эпитетов на 2011 год исчерпан. Изящество тут органичным образом сочетается с простотой - если на боках кита можно разглядеть целый сказочный город с домиками, пашнями и мельницами, то брату Ивана для превращения в подлого спальника достаточно лишь кафтана с соответствующей надписью.

Вообще, изображая типичнейших из типичных персонажей, создатели сумели сделать их еще более характерными - так, глупый царь здесь еще и невежествен, поэтому ему приходится объяснять (а заодно и самым маленьким из присутствующих) что такое «ширинки» и «шатер». А братья уводят златогривых лошадок не просто так, а чтобы пропить полученные за них деньги. Хотя лошадок ли...

С самим сказочным сюжетом никаких изменений не произошло, разве что история про перо Жар-птицы, из-за которой заварилась вся эта катавасия, превратилась из реальной причины «ивановой беды» в хохму. А вот некоторую пикантность спектаклю придает ряд сцен, когда взрослые начинают...мм, смеяться как кони, а дети недоуменно, но искренне радуются динамичному действию. Это как раз о том, что любой текст имеет несколько уровней интерпретации заложенных в него идей - когда в одном и том же действии люди видят смыслы, сообразные их жизненному опыту. Вот, скажем, Иванушка ловит кобылицу, которая топчет их семейное поле. Кобылица - молодая симпатичная девушка. Они долго кувыркаются друг через друга, потом она произносит: «Раз сумел ты усидеть, то тебе мной и владеть». Иван уводит её в амбар и закрывает ставни. А через некоторое время она рожает ему двух златогривых скакунов и конька в придачу...

И знаете, ничего необычного - учитывая, сколь мощный фольклорный фон присутствует в сказке, можно говорить, что мы наблюдаем классический договор человека со сверхъестественными силами со всеми вытекающими обстоятельствами. Нет в этом и ничего страшного - в остальное время и взрослые, и дети в своих ярких и сказочных ощущениях вполне солидарны. Вспоминать старые сказки - занятие увлекательное и в высшей степени полезное. Для взрослого человека это, наверное, по-настоящему весомый повод посещать детские спектакли.

Хорошо заканчивать критический год комплиментом - других столь же красивых и по-настоящему сказочных театральных вещей в нашем городе я еще не видел.

Справка:
«Конёк-горбунок», драматический театр им. Пушкина (премьера состоялась 17 декабря)
По мотивам сказки в стихах Петра Ершова
Режиссер: Олег Рыбкин
Композитор: Екатерина Берестова
Художник: Екатерина Турчанинова
Артисты: н.а.Р. Алексей Исаченко, з.а.Р. Светлана Ильина, артисты Владимир Абакановский, Иван Янюк, Анастасия Медведева, Сергей Даниленко, Андрюс Даряла, Татьяна Чубаро.

 

 

Евгений Мельников, Интернет-газета Newslab.ru

Назад к списку статей

О театре

История
Люди театра
Фотогалерея
Документы
Вакансии
Клуб друзей Театра им. А.С. Пушкина
Дополнительные услуги

Репертуар

Большая сцена
Камерная сцена
Премьеры
Для детей

Афиша

Площадки

Как купить

Где купить билет
Бронирование
Покупка online
Безопасность платежей
Договор оферты

Артисты

Новости

Пресса

Контакты

Учредители и партнеры

Попечительский совет

© Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2003-2018 г.